Не каждый предприниматель готов плясать под дудку продавца франшизы. А только тот, кто понимает, что вкупе с зависимостью от бренда франчайзи (покупатель) приобретает еще и отличный задел для собственного бизнеса.
Задумывались ли вы над тем, почему в миллионном Челябинске первая закусочная "Макдоналдс" появилась лишь год назад? Известно, что за эти годы многие южноуральские бизнесмены вызывались купить франшизу у владельца мирового бренда фаст-фуда. Наши предприниматели предлагали отличные площадки под бистро и готовы были платить миллион долларов - такова цена франчайзингового пакета "Макдоналдс"...
Стандарт на котлеты
- Дирекция "Макдоналдс" долго не видела перспектив развития своего бизнеса в Челябинске, - рассказывает директор челябинской фирмы по продаже готового бизнеса Наталья Шуховцева. - Владельца не устроило даже место на Кировке, где потенциальных посетителей, казалось бы, предостаточно. Вообще, к франчайзи предъявляются весьма жесткие требования. В открывшемся заведении всё должно соответствовать единым стандартам сети. Даже котлеты для гамбургеров все региональные бистро закупают у одного поставщика.
Столь же скудное пространство для творчества оставил челябинскому франчайзи и владелец сети трактиров русской кухни "Елки-палки", которые в Челябинске уже не работают. Контролю со стороны собственника в этих заведениях подвергалась любая мелочь. Не только кухонное оборудование и продукты, но и мебель, которую следовало заказывать в указанном магазине в Москве.
Совершенно другой подход к франчайзинговому бизнесу у владельцев марки молодежной одежды House. По словам экспертов, все их требования сводились всего к двум условиям. Новый магазин должен был располагаться в проходном торговом комплексе, и товар следовало реализовывать на установленную сумму. Помимо самого права обладания маркой, региональный предприниматель получал от головного эксклюзивный пакет скидок.
Брендом сыт не будешь
Недостаток предпринимательской свободы в бизнесе, купленном по франчайзинговой схеме, с лихвой компенсируется определенными гарантиями. Выкупая франчайзинговый пакет, бизнесмен будто бы перешагивает через стадию раскрутки имени и создания доброй репутации, неизбежную для дела с нуля. Хотя в некоторых случаях выгоднее заключать дилерский договор, а не покупать франшизу. Если дело не пойдет, дилер может вмиг переориентироваться на другой вид бизнеса.
Тем, кто хочет приобрести какое-нибудь известное торговое имя, эксперты советуют для начала самостоятельно провести анализ рынка. После составить инвестиционный и финансовый план и уже с этими расчетами заявлять о себе.
- Не все покупатели франшиз верно оценивают свои силы, - предостерегает Наталья. - В Челябинске я знаю многих предпринимателей, которые по разным причинам не потянули франчайзинговый бизнес. К примеру, один наш клиент, занимаясь много лет бизнесом в сфере продаж металла, купил франшизу производителя одежды. Прямо скажем, неудачный выбор. Мало того, что непрофильный, но и нерентабельный по меркам "металлистов" бизнес нашему франчайзи быстро показался неинтересным.
СПРАВКА. Франчайзинг (франшиза) - форма предпринимательства, при которой крупные корпорации ("родительские" компании) заключают договор с мелкими фирмами ("дочерними" компаниями), бизнесменами на право, привилегию действовать от их имени.