В «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая грядущему Дню машиностроителя.
Участие приняли:
- Казаков Сергей Геннадьевич, директор ОГАУ «Государственный Фонд развития промышленности Челябинской области»;
- Кравчук Сергей Владимирович, председателю комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области;
- Рябов Вадим Владимирович, член регионального правления ЧРО «Союз машиностроителей России»;
- Константинов Денис Александрович, председатель Комитета по промышленной политике и вице-председатель Совета ЧРО «ОПОРА РОССИИ»;
- Белич Глеб Владимирович, директор ООО «ПромКаскад»;
- Андрющенко Владимир Павлович, директор ООО «ТРАКТОР»;
- Балтин Владимир Евгеньевич, генеральный директор ООО «Крановые технологии»;
- Добрынин Владимир Валентинович, вице-президент ГК «Уральский гидроорганический завод»;
- Твердохлеб Станислав Николаевич, директор АНО «Центра развития промышленных инноваций», руководитель регионального центра промышленной кооперации.
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
В этом году в Челябинской области заработал Фонд развития промышленности, о котором ходило столько разговоров ранее и на который возлагалось немало надежд. Есть ли уже результаты? Каковы итоги работы Фонда?
Казаков С.Г.: Годом ранее, в 2015 году был создан федеральный Фонд развития промышленности. И мы были первыми, кто создал такой фонд на региональном уровне. Мы ориентированы на малый и средний бизнес в промышленном секторе. В деятельности Фонда можно выделить два направления. Первое – это предоставление льготного займа. Займ предоставляется под 5% годовых на 5 лет. Размер займа может составлять от 2 до 50 млн рублей. И это сугубо областные средства. В июне мы подписали соглашение с федеральным Фондом, в соответствии с которым теперь можем софинансировать некоторые проекты: 30% - наша доля, 70% - федеральная. В таком случае размер займа увеличивается до 100 млн рублей. Но есть и ограничения: инициаторы проектов должны участвовать с собственным капиталом, сумма которого должна составлять не менее 15% от стоимости проекта. По условияю федерального Фонда мы не финансируем ряд отраслей – добычу полезных ископаемых, производство подакцизных товаров и пищёвку, если только это не связано с высокой степенью переработки (например, биодобавки). Одним из ключевых показателей производства, по которым решается оказаывать ему поддержку или нет, является импортозамещающий или экспортоориентированный потенциал продукции. То есть мы считаем, что должны поддерживать наиболее передовые предприятия, развивать те отрасли, которые на сегодняшний день конкурентоспособны, которые дают максимальную долю добавленной стоимости и создают высококвалифицированные рабочие места. Мы фонд развития, а не поддержки!
А второе направление деятельности Фонда?
Казаков С.Г.: Консультирование. Каждый год появляются новые инструменты поддержки отрасли, но в силу своей занятости руководители предприятий могут о них не знать. Мы помогаем предприятиям ориентироваться в мерах поддержки федерального и регионального уровней. Нынче три предприятия нашего региона уже воспользовались федеральной помощью. Речь о компенсации и процентной ставке, а также привлечении проектного финансирования.
Продолжает ли стагнировать рынок машиностроения? Какие позитивные сдвиги наблюдаются за последний год?
Кравчук С.В.: В целом тренд по-прежнему отрицательный, хотя благодаря девальвации, позитивные моменты тоже есть. Рынок сжался по разным сегментам от 20 до 50%. Иностранцы ушли с нашего рынка, и многие предприятия воспользовались этим. Однако планировать что-либо снова становится сложно, долгосрочных контрактов нет. Волатильность по заказам очень серьёзная, сохраняется тренд на их сокращение. У ГК «Уралкран» был этап небольшого падения, который сегодня сменился этапом небольшого роста. Конкурентная борьба будет обостряться. В прошлом году умер такой крупный машиностроительный холдинг, как «Ивановская марка», в который входили четыре крупных завода. Факт налицо: строительство стагнирует – строительные краны не покупаются, в результате остаются без работы тысячи людей.
Константинов Д.А.: Машиностроительные компании малого и среднего бизнеса в Челябинске сегодня вынуждены сокращать объёмы производства ввиду отсутствия финансов у заказчика. Но стандартная продукция по-прежнему востребована, предприятия с высоким техническим потенциалом работой обеспечены. Что нужно сегодня предприятиям? У нас ошибочно предполагают, что работа с инвестором заключается в предоставлении земельного участка или каких-либо небольших финансовых преференций на начальном этапе становления бизнеса. К сожалению, сегодня ведение бизнеса связано ещё и с колоссальным количеством рисков. Контролирующих органов и проверок всё больше, соответственно, растут и затраты на ведение бизнеса. Предприятия вынуждены находиться в постоянном стрессе, они не могут спокойно заниматься производством. Нет своевременной оплаты от поставщиков, нет возможности вовремя выдавать зарплату. Как следствие трудовая инспекция повысила штрафы… В подобной ситуации находится большинство компаний. Наша задача – комплексная опека, обеспечивающая стабильную работу предприятий. Для этого и было создано Агентство инвестиционного развития в Челябинске (замечу, что без единого бюджетного рубля!), которое сегодня поддерживает целый ряд предприятий малого и среднего бизнеса.
Рябов В.В.: По сравнению с другими регионами, в которых есть машиностроительные предприятия, мы выглядим пока ничуть не хуже. Но, к сожалению, всё хуже шльлвятся кадры в вузах. Уровень их подготовки сильно отстаёт от тех знаний и тех технологий, которые существуют в стране, в мире. Поэтому мы активно участвуем в проекте «Инженеры будущего».
Белич Г.В.: Согласен, выпускники не приспособлены к текущей деятельности на местах. Получается, что вузы живут своей жизнью, а производство - своей. И эту проблему не обязательно возводить в ранг государственной, можно решить её на месте, просто допустив студентов до практики. Мы ждём практикантов и готовы им показать все секреты рабочего процесса. То же самое должны делать и другие промышленные предприятия. Тогда и проблема кадров будет решаться легче и проще. Кстати, кадровые проблемы характерны и для европейских стран. Квалифицированных специалистов – инженеров, токарей, фрезеровщиков не хватает везде.
Что касается тенденций. Я представляю малый производительный бизнес. Нам сегодня намного проще, чем крупным машиностроительным предприятиям, существующим с советских времён и работающим на устаревшим оборудовании. Мы, конечно, грандиозными инновациями похвастать пока не можем, но сегодня серьёзно экспериментируем над переработкой отходов птицеводства и животноводства в пластмассы. Если всё пойдёт по плану, то нефтеуглероды, которые сегодня используются для производства пластмасс, станут не нужны.
Балтин В.Е.: На рынке сегодня главное найти то, чего раньше не было. Мы пытаемся осваивать новые ниши. Если раньше основным драйвером роста и продаж у нас были строительные краны, то теперь мы повернулись к промышленности, стали выпускать промышленные краны. В этом году мы освоили четыре новых вида производств, в том числе и такие, которых никогда ранее не было ни в РФ, ни в Советском Союзе. Например, сорокотонные башенные краны. Мы также занялись металлоконструкциями, стали больше работать по спецпроектам. Благодаря тому, что появилась непрофильная загрузка, у сотрудников немного выросла зарплата. Наша основная производственная площадка находится в Нязепетровске, это моногород, численность населения которого составляет около 12 тыс. людей. В первом квартале этого года пришлось сократить сотню человек, население взволновалось. Но со второго квартала у нас идёт постоянный набор кадров. Нехватку сварщиков, операторов ЧПУ и фрезеровщиков восполняем тем, что занимаемся подготовкой кадров на месте.
Андрющенко В.П.: У нас тоже по сравнению с прошлым годом слегка увеличилась зарплата (на 4%) и численность сотрудников (на 2%). На этом хорошие новости заканчиваются, потому что у нас в пять раз упал выпуск тракторов. Ранее мы ежегодно выпускали 2000 мини-тракторов «Уралец». После того как в феврале был введён утилизационный сбор для защиты внутреннего рынка и для поддержки отечественного производителя, объёмы производства резко упали: за весь этот год мы выпустим уже менее 500 тракторов. С февраля по апрель мы ещё как-то выкручивались, продавали старые остатки. С апреля размер налога, который пришлось платить, привёл к повышению стоимости трактора на 30%. То есть трактор стоил 230 тыс. рублей, а стал стоить 300 тыс. рублей. Наши покупатели – это личные подсобные хозяйства, многим из которых такой ценовой скачок оказался не по карману. Мы не были готовы к тому, чтобы закрыть предприятие, поэтому начали переориентироваться на выпуск сельхознавески для тракторов. Так мы сохранили объём выпускаемой продукции в рублях. Но, к сожалению, это тупиковая ветвь развития. Не будет трактора – не нужна будет сельхознавеска, Ещё года два-три мы поработаем на старые трактора и всё! Потом, наверное, будем только сеять. Кстати, в этом году уже засеяли 1 га картофеля.
Кравчук С.В.: Это не будет продолжаться два-три года, потому что сохранить штат при падении в четыре раза – значит, работать в убыток. Повторю, пока никаких тенденций на улучшение не видно – ни с точки зрения рынка, ни с точки зрения работы государства. Тем более, это касается средних предприятий. Идут разговоры о том, что крупные предприятия поддержку получают. Но если взять, к примеру, ЧТЗ или Уралаз, то никакой поддержки не видно. В стране дефицит средств, всё инвестируется в крупные инфраструктурные проекты, которые нам также жизненно необходимы. Улучшится экономическая ситуация – перестанет стагнировать и машиностроительная отрасль. Если нет – будем двигаться в сторону сельского хозяйства, которое нам обозначили как новый драйвер.
Твердохлеб С.Н.: В какой-то момент порушились многие хозяйственные отношения и сегодня самое время забирать ту работу, которую не сделает никто другой. Активные предприятия этим пользуются. У крупного бизнеса появилась острая потребность в импортозамещении: сегодня мало кто может себе позволить купить то, что раньше покупалось за границей, потому что теперь это стоит огромных денег. И компетенций в России хватает – мы можем импортозаместить всё, что угодно. Но одни не знают, кому отдать, а другие - где взять. Налицо дефицит информации, мы пытаемся эту проблему решать.
Добрынин В.В.: Год назад мы стояли на месте и вообще не знали вообще, что делать – продавать предприятие или нет. Дело в том, что спроса на нашу продукцию не было вообще. Мы производим технические суда для портов и речных хозяйств, для транспортировки груза по воде или обслуживания дамб, пристаней, для гидромеханической очистки водоёмов… Продукция, конечно, не стандартная. Нас спас неожиданный контракт с Индией: мы поставили в эту страну уже два суда и делаем третий. Вместе с новыми заказами появилась и возможность инвестировать в будущее: мы освоили голландскую технологию производства судов, предназначенных для проведения гидроочистных работ и получили соответствующие заказы. Сегодня у нас есть проекты с Китаем, мы участвуем в строительстве трассы М-17 в Санкт-Петербурге и заключаем новый серьёзный контракт по строительству речного флота в Колумбии. Конечно, наша продукция не уникальна. Но, к примеру, техническое судно, сделанное в США, - даже б/у! – стоит порядка одного миллиона долларов. А наше – в два раза дешевле. Почему мы можем себе позволить такую цену? Потому что всё оборудование, которое нам необходимо для работы, производится в Челябинской и Свердловской областях. Мы покупаем всё, что нужно за рубли, а готовую продукцию продаём за доллары. Поэтому я на сто процентов согласен с тем, что нужно искать новые ниши!