Задумывались ли вы в ожидании заказанного в каком-нибудь ресторанчике кофе о том, что вкупе с чашечкой ароматного напитка и парой пирожных могли бы приобрести все это заведение?
Другими словами, стать владельцем уже готового кофейного бизнеса, без известных рисков, сопровождающих тех, кто начинает свое дело с абсолютного нуля? Если ваши размышления не сводятся к бесплодным прожектам, а похожи на реальный бизнес-план, то продолжатся они, вероятно, уже в офисе компании-посредника по продаже готового бизнеса. Бизнес-брокеры "вычислят" ваши предпринимательские предпочтения и финансовый потенциал и подберут для вас подходящий вариант.
Без прожектов
К слову, компаний, специализирующихся на оказании бизнес-брокерских услуг, на Южном Урале не так много. В фирмах-посредниках продажа "дел", как правило, сопутствует основному направлению - бизнес-консалтингу и продаже коммерческой недвижимости.
Подобрать бизнес в Челябинской области вам помогут, к примеру, в ООО "Российская венчурная компания", в компании "Чистые активы", "Уральском агентстве готового бизнеса", Инвестиционно-аналитическом агентстве "Solar Investments" и ряде других местных фирм. В среднем 12 предприятий (в широком смысле этого слова) в год меняют владельца, к примеру, через ООО "Центр готового бизнеса", эксклюзивного представителя Ассоциации бизнес-брокеров России в Челябинской области.
- Южноуральцы начинают понимать плюсы приобретения готового дела, - комментирует директор ООО "Центр готового бизнеса" Н. Шуховцева. - Скоро движение на нашем рынке бизнеса "под ключ" станет столь же стремительным, как и на московском.
Купите кипу
Преимущества готового дела перед тем, что создается с чистого листа, очевидны: покупая ресторан или парикмахерскую, не нужно тратить время, силы и деньги на раскрутку бизнеса, приобретение оборудования, поиск покупателей и поставщиков. С предприятием вам переходят также наработанные бизнес-контакты и схемы ведения бизнеса, к примеру, когда крупный поставщик предоставляет товар с отсрочкой платежа. Добиться такого бонуса "новорожденной" фирме возможно лишь как минимум через год честной работы с компанией-поставщиком.
Рост спроса на дело "под ключ" на Южном Урале доказывает и тот факт, что наши предприниматели освоили новое направление - бизнес на продажу. Такой клиент-продавец есть, например, у "Центра готового бизнеса". Владелец крупного производства мясных полуфабрикатов, имеющий наработанные годами связи с санэпидстанцией и другими надзорными органами, организовал кафе-столовую специально на продажу.
- А продавать бизнес он будет на пике его рентабельности, - предполагает Наталья Шуховцева. - Кстати, заключать сделку в этот момент выгодно для обеих сторон. Сегодняшний владелец успевает получить высокие прибыли, а у свежеиспеченного хозяина будут средства на развитие дела.
Правда, не все покупатели осознают, что готовый бизнес, равно как и зарождающийся, нуждается в финансовых вливаниях. По признанию бизнес-брокера, многие южноуральцы не понимают еще и того, что бизнес как предмет торга может иметь вид всего-то кипы бумаг.
- Недавно мы продали бизнес - оптовую торговлю бытовой химией - без помещения и даже товарозапаса, но с пачкой договоров с контр-агентами и производителями, в том числе эксклюзивными по Уральскому региону. Оцененный тогда в 300 тысяч рублей за дело сейчас бизнес стоил бы минимум 2-2,5 миллиона.
Дело в подарок
Кстати, в цену на бизнес закладывается не только стоимость недвижимости и оборудования, но еще деловая репутация и условно утерянная прибыль. Хотя если владельцу важно продать дело как можно быстрее, бизнес предлагается фактически по цене материальных активов.
Хрестоматийный пример такой сделки - продажа бизнеса в случае переезда собственника в другой город.
Вообще, в числе распространенных причин продажи дела брокеры называют нехватку оборотных средств, времени и здоровья на предпринимательскую работу, потерю интереса, ссоры между соучредителями и разводы. Интересно, что многие из тех, кто расстается с бизнесом вынужденно, готовы еще какое-то время курировать уже не свое дело, даже в качестве наемного руководителя.
Зачастую это сентиментальное отношение бывшего хозяина к своему предприятию спасает новых владельцев от раззорения. К примеру, когда родители покупают бизнес детям в качестве подарка на окончание университета или с целью вызвать у своих чад стремление к финансовой самостоятельности. Молодым предпринимателям бизнес "без присмотра" как правило и тем более "нулевой" еще не по зубам. Спросом у мам и пап пользуются больше салоны красоты, а вообще на Южном Урале, по словам Натальи Шуховцевой, любят покупать вовсе не кофейни, как в столице, а автомастерские и парковки. Приобретают у нас и медицинские центры, больше стоматологические клиники.