Наши власти потихоньку начинают понимать, что малый и средний бизнес сможет стать существенным подспорьем в экономике только в том случае, если перестанет замыкаться лишь на сферах торговли и услуг.
Однако сами представители малых и средних предприятий пока не торопятся менять свои предпочтения.
Сейчас, по статистике, в России 72% предприятий малого и среднего бизнеса работают в сфере услуг и торговли, в промышленности - 13,5% и строительстве - 7%. Примерно такой же расклад наблюдается и среди малых и средних предприятий Челябинской области. Несмотря на то, что, по оценкам экспертов, роль малого бизнеса в экономике области растет год от года (оборот малых предприятий к концу года составит более 280 млрд рублей) и сегодня в этом секторе занят каждый третий работающий южноуралец, большое количество таких предприятий не горит желанием уходить из сфер услуг и торговли в производство.
Где найти эксклюзив?
- А где взять необходимую сумму, чтобы пойти в производство? - вопрошает Алексей Тумаков, частный предприниматель из Челябинска. - Вложения же нужны немаленькие. Кредиты, займы, лизинг? Но производство и торговля - сферы несоизмеримые, например, в вопросе времени оборота капитала. Да и риск не оправдать вложенные средства в производстве намного выше, чем в сфере торговли. Кроме того, появляется главный вопрос: "Что производить?" Эксклюзивный товар требует больших денег на его рекламу и на технологический процесс, к тому же "зацепить" подобную оригинальную идею не так-то просто. А если начать производить то, что уже хорошо раскручено, неминуемо столкнешься с сильной конкуренцией.
Подобным образом рассуждают многие южно-уральские предприниматели. Информацию о различных государственных и региональных программах поддержки малого бизнеса они хотя и считают интересной, но поучаствовать в них не спешат. Не спешат во многом и потому, что за период экономической нестабильности, когда палок в колеса со стороны государства они получали намного больше, чем помощи, наши предприниматели четко уяснили для себя мысль, что в бизнесе, как и в любом ином экстремальном деле, рассчитывать можно только на себя.
Нужен ли малый государству?
Хотя среди малых предприятий есть и такие, которые рассчитывают на поддержку со стороны властей.
- Мне иногда начинает казаться, что государство само не заинтересовано в том, чтобы малый бизнес занялся производством, - считает Андрей Агеев, директор ООО "АнРи и К0". - Ведь предприятие, которое начинает заниматься производством, сталкивается не только с необходимостью намного большего вложения средств в бизнес, у него и налоговый прессинг существеннее, чем у коллег в сфере торговли и услуг. Каких-то особых условий, льгот, послаблений от государства для тех, кто решил не только продавать, но и производить, нет. Нет, по моему мнению, и общегосударственной политики по их стимулированию. Возьмем, к примеру, производственные мощности, в которых нуждаются предприятия: иностранное оборудование из-за различных таможенных сборов и правил на выходе стоит баснословные деньги, а его отечественные аналоги в большинстве своем неконкурентоспособны в вопросах качества. Разрушить этот барьер или по крайней мере сделать его менее высоким под силу лишь государству.
- Не чувствуется государственного мышления и в сфере профессионального образования, - продолжает Андрей Агеев. - Если крупное предприятие может позволить себе потратить месяц-два, а то и полгода на обучение своих работников, то у малого бизнеса на это нет ни средств, ни времени. Решить проблему может лишь государство. Пока же кадровый голод - один из главных факторов риска для малого бизнеса, желающего заняться производством. Это лишь небольшая часть причин, почему малый и средний бизнес предпочитает торговать, а не производить. Хотя лично мы решились и вложились в кузнечное производство. Будущее всё-таки за производителями.
Помогайте с нуля
Несмотря на многообещающие кредитные линии, которые сегодня предлагаются малым предприятиям кредитно-финансовыми учреждениями, многие бизнесмены не рискуют воспользоваться их услугами. Одни боятся попасть в долговую яму, другие считают, что не смогут пройти при получении кредита "фейс-контроль". Действительно, при рассмотрении заявки о предоставлении кредита банк обращает внимание на "возраст" малого предприятия и сферу его деятельности. К примеру, предприятия, работающие в таких сферах, как благотворительность, игорный бизнес, о кредитах могут вообще даже и не думать. Но если это как-то объяснимо, то ситуацию, когда банки намного охотнее вкладывают средства в торговлю, чем в производство (в нем риски выше, а время оборота дольше), необходимо исправлять. Многие предприятия смущает и "возрастной" ценз для малого бизнеса, который вводят некоторые банки.
- Мне кажется, что предприятию очень важна помощь именно в первое время своего существования, - считает Александр Лизунов, коммерческий директор челябинской издательской компании "1-Альянс". - Иначе у желающих заняться бизнесом просто не будет даже возможности выбирать между производством и сферой торговли. Наскрести средства на покупку партии какого-либо товара для дальнейшей ее перепродажи намного проще, чем изыскать деньги на покупку необходимого для производства оборудования. А многие банки готовы предлагать малому бизнесу свои кредитные линии только после того, как тот перешагнет за трехгодовалый возраст. Но к тому времени предприятие уже настолько привыкнет к быстрым оборотам в сфере торговли, что может просто-напросто не захотеть что-то менять в своем бизнесе.
Итак, наши малые предприятия не готовы уходить в производство из-за целого комплекса причин. Речи о необходимости вкладываться в производство, наукоемкие технологии и так далее предприниматели будут считать пустыми, если за ними не окажется реальных действий власти.