С нового года в стране начался переход к электронным трудовым книжкам. У ныне работающих есть выбор, как именно вести учёт своего стажа, а для молодёжи, которая начнёт трудиться после 2021 года, бумажная книжка станет пережитком прошлого.
Хранить нельзя забыть
До июля 2020 года на столе каждого работающего южноуральца должно появиться уведомление о ведении его трудового стажа в электронном виде. Сотрудник до конца года должен написать заявление о том, желает он сохранить бумажную версию трудовой книжки или готов полностью «уйти в Сеть». Выбравший электронный учёт работник под подпись получит на руки бумажный трудовой документ.
Всем, кто работает на удалёнке или находится в отпуске по уходу за ребёнком, право выбора будет предоставлено позже. С 2021 года те, кто первый раз устраивается на работу, будут оформлены только электронно. К этому времени новые бумажные книжки заводиться не будут.
Цифровизация идёт полным ходом, и все сведения о человеке и его деятельности постепенно переходят в электронный вид. Упрощает или усложняет это учёт, а также проверку соблюдения трудового законодательства, сложно сказать, пока нет прецедентов. Государство подчёркивает: теперь каждый гражданин сможет следить за правильностью и полнотой сведений о стаже, и к моменту выхода на пенсию его не удивит расчёт.
Данные о приёме на работу, повышении в должности, переводе и увольнении можно будет видеть в личном кабинете на сайте ПФР, на портале Госуслуг. Правда, есть одно но. «В электронной трудовой книжке запись будет вестись начиная с 2020 года, – рассказывает начальник управления организации персонифицированного учёта отделения ПФР по Челябинской области Тарас Ласюченко. – То есть будут отражены сведения начиная с текущего места работы на 1 января 2020 года. Пока это не затрагивает всей истории, которая занесена в обычную трудовую книжку. Когда загрузится полная база о предыдущих местах работы, трудно сказать. Пока законодательно это не предусмотрено».
Поэтому эксперты и при увольнении, и при переходе на электронный учёт рекомендуют гражданам хранить бумажную трудовую. «При увольнении первичным является приказ об увольнении, а не запись в трудовой или электронной базе, поэтому важно хранить трудовой договор, бумажную книжку и последующие приказы от работодателя, – советует адвокат Илья Филатов. – Но изменения напрашивались давно и решат многие проблемы. Фактически трудовую заполняет работодатель, и всё зависит от его порядочности. Часто работники узнают, что они не были оформлены официально, уже после увольнения или выхода на пенсию. Таких ситуаций больше не будет, в перспективе человек сможет видеть, все ли периоды его трудовой деятельности учтены».
О работодателях подумали?
Возможно, большой компании с отделом кадров новая отчётность жизнь не усложнит. А вот небольшие организации, где обязанности кадровика обычно выполняет бухгалтер, нагрузку почувствуют.
До 15 февраля 2020 года должна быть сформирована электронная база данных и переданы первые сведения о работниках, у которых кадровые изменения произошли в январе этого года. С 2021-го работодатель обязан будет сообщать ПФР о любых кадровых изменениях на следующий день. За нарушение сроков юрлицу грозит ощутимый штраф – 30-50 тысяч рублей.
Также работодатель рискует нарваться на недобросовестного сотрудника. Ведь доступа к сведениям о предыдущем месте работы и причинах увольнения он не будет иметь. «Работодатель может попросить у соискателя выписку со сведениями из электронной трудовой книжки, – говорит Тарас Ласюченко. – Её можно получить через личный кабинет на сайте ПФР. Если выписка представлена в электронном виде, с её легальностью проблем нет, она заверена цифровой подписью ведомства. Выписка, выданная в ПФР или МФЦ, распечатывается на бумаге и заверяется печатью и подписью специалиста».