Примерное время чтения: 7 минут

«Подарок» свыше. Весь мир разгадывает тайну челябинского метеорита

фото Александра Фирсова / АиФ

Прошло два года с момента падения челябинского метеорита. 15 февраля 2013 года в 9 часов 20 минут метеорит вошел в атмосферу под острым углом и оставил после себя четкий белый след. «Хвост» болида запечатлели тысячи фото- и видеокамер, а само космическое тело достали со дна озера спустя полгода. Российские и зарубежные астрофизики, ринувшиеся исследовать небесное тело,  до сих пор бьются над его тайной.

Камень на миллиард

Метеорит взорвался в воздухе над Челябинской областью и распался на части, самая крупная упала в озеро Чебаркуль. Мощность тогда составила 500 килотонн в тротиловом эквиваленте. Взрывной волной выбило стекла в зданиях, расположенных в разных районах Челябинска. Более тысячи человек обратились в больницы с осколочными ранениями. Сумма ущерба превысила 1 млрд рублей. Деньги на восстанавление окон и стен в домах горожан, на заводах и в муниципальных зданиях были перечислены из федерального бюджета, также страховые компании города выплачивали компенсации пострадавшим.

«В момент падения метеорита я был в своей мастерской в Челябинске, успел сделать несколько снимков хвоста метеорита. Слава Богу, никто из близких не пострадал в этот день. Но многие друзья жаловались на материальный ущерб после падения », – рассказал корреспонденту АиФ-Челябинск художник Альберт Растяпин. Позже он написал четырехметровую картину, на которой изображено, как южноуральская столица пережила встречу с небесным «пришельцем».

Новый имидж

Запросы в «Яндексе» о том, что же произошло в суровом Челябинске, мемы и объявления о якобы распродаже осколков метеорита заполонили интернет.

«Мы уже стали регионом метеорита, так что в деле продвижения области должна быть иная стратегия. Раньше поисковая система в числе первых двадцати результатов выдавала сплошь материалы о Тече, Карабаше и тому подобном. Почти 75-80% упоминаний носили негативный характер, это была корка, под которой неразличимы были любые хорошие новости о нас, – рассказал челябинский историк, культуролог и блогер Сергей Климаков. – Но метеорит эту корку пробил. Сейчас в двадцатке материалы только о нём. Этот информационный генератор уже работает на нас бесплатно. Произошло, по сути, настоящее имиджевое чудо. Просто подарок свыше!».

И действительно, после падения небесного тела в озеро Чебаркуль ученые из США выпустили трехминутный фильм, в котором создали анимированную 3D-модель полёта челябинского метеорита. Потом к ним присоединились японские коллеги и выпустили свою версию произошедшего.

Кадры взрыва космического тела над миллионным городом использовали в фантастическом блокбастере с Томом Крузом «Грань будущего».

«Всё началось с падения метеорита…», — говорится в начале фильма о вторжении инопланетян на Землю. В это время на экране мелькают кадры с видорегистраторов челябинских автомобилей. Сценаристы из Голливуда подчеркнули связь метеорита с идеей конца света. А между тем многие авторитетные ученые считают, что челябинцам на самом деле повезло остаться в живых после 15 февраля.

Вымрем, как динозавры

Чтобы достать метеорит со дна озера, пришлось потратить 3 миллиона рублей. Водолазы из Екатеринбурга приступили к работам спустя полгода после падения, они обследовали дно водоема эхолотом и нашли два осколка. Первый из них составлял в диаметре всего 15 см, ученые некоторое время вообще сомневались, что это космический объект. Позже на глубине 20-ти метров был обнаружен самый большой фрагмент болида весом более 600 кг, который впоследствии был передан научным сотрудникам.

Подъем метеорита.  Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Ученые выяснили, что небесное тело относится к классу обыкновенных хондритов LL5, то есть это каменный метеорит. Его первоначальная масса составляла 10 тысяч тонн при диаметре 17 метров. Он вошёл в атмосферу на скорости около 18 км/с и спустя 32,5 секунды разрушился.

Астрофизик NASA Николай Горькавый заметил в данных спутника «Суоми» сигнал от пылевого облака, оставленного челябинским болидом. В течение месяца запыление присутствовало в атмосфере земли, и эта пыль, по мнению ученого, представляла для землян гораздо большую опасность, нежели взрывная волна при падении метеорита.

«Запыление атмосферы приводит к многолетней зиме, которая несет большую опасность, чем сам удар. Когда в Центральной Америке 65 млн лет назад упал 10-километровый астероид, то динозавры вообще не дождались просветления атмосферы и вымерли от холода. Сходите в музей и посмотрите на кости и черепа тех существ, которые пренебрегали астрономией!», – написал Николай Горькавый в своем блоге.

Как только не исследовали небесный объект ученые. Фото: Челябинский государственный краеведческий музей

Но исследования пришельца из космоса продолжаются. За два года ученые так и не ответили на вопрос, откуда на метеорите «Челябинск» появились темные пятна, хотя на других хондритах такого не было.

Как рассказал член Комитета по метеоритам РАН, профессор физико-технического института Уральского федерального университета Виктор Гроховский, тело челябинского метеорита оказалось неоднородным. На сегодня по результатам исследования больших спилов выделено шесть структурных разновидностей. С некоторыми из них ученые столкнулись впервые.

Еще одна загадка – как небесное тело оказалось на Земле, и что происходило с ним во время полета.

«Метеорит обладает аномально низкой прочностью, особенно в основном теле. Поэтому говорить о его взрыве в атмосфере не совсем правильно, скорее, это было разрушение, как разрушилась бы глыба из щебня», - отметил профессор.

Между тем Гроховский признался, что исследования метеорита из Челябинска может затянуться не на один год. В России для этого нет нужного оборудования, а работа в заграничных лабораториях требует много средств и времени.