С 1 января 2017 года городские льготники: пенсионеры по возрасту, которым не положены ни федеральные, ни региональные льготы, и те, кто вышел на пенсию досрочно, но размер этой пенсии ниже прожиточного минимума, за каждую поездку будут вынуждены доплачивать по 10 рублей.
По словам источника «АиФ–Челябинск», вариант с доплатой является компромиссным. Администрация рассматривала полную отмену льготного проезда для простых пенсионеров, но депутаты настояли на сохранении льгот, хотя бы в урезанном виде.
Предварительное решение было одобрено на заседании профильной комиссии гордумы в рамках утверждения бюджета на 2017 год и 20 декабря утверждено на заседании городской думы.
Такие меры, по словам депутатов, помогут сэкономить бюджету 140 миллионов рублей.
На всех не хватит
По словам председателя городской думы Станислава Мошарова, ежегодно на компенсации транспортникам уходит почти 700 миллионов рублей из городского бюджета – это сумма на все категории, включая школьников и студентов (очного отделения, обучающихся на бюджете).
Только на компенсации проезда пенсионеров в 2016 году было потрачено порядка 400 миллионов рублей – это в среднем 20 поездок в месяц на одного пенсионера. Но на самом деле люди пенсионного возраста пользуются общественным транспортом в два раза чаще, а необходимая сумма достигает 770 миллионов.
Цифры ставят диагноз муниципальному транспорту Челябинска – хроническое недофинансирование: в бюджете суммы на компенсацию закладываются меньшее, чем требуется.
Именно поэтому договориться с частными перевозчиками о льготном проезде никак не получается.
Прибыль или убытки
Такое решение, как кажется на первый взгляд, должно улучшить экономику муниципальных предприятий. Если каждый из 80 тысяч пенсионеров будет совершать хотя бы одну поездку в день, то это увеличит ежедневную выручку на 800 тысяч рублей.
Но есть и другое мнение, что отток даже части льготных пассажиров увеличит себестоимость обслуживания ряда маршрутов, но поскольку тарифы нерегулируемые, возмещать убытки транспортникам никто не будет. Такие маршруты нужно отменять, но тогда это ударит по тем, у кого пока есть льготный проезд. Если их не отменять, предприятия вновь окажутся в финансовом тупике.
После отмены бесплатного проезда пенсионерам, многие из них перейдут к частным перевозчикам. Для этого есть несколько причин:
Причина первая – долгое ожидание. Интервал маршрутов, которыми больше пользуются льготники, начинается от 20 минут. В дневное время 10 из 18 маршрутов троллейбуса или не курсируют вообще, или интервалы движения составляют от 20 минут до 2–х часов. Пять маршрутов из этих десяти до мартовского сокращения пользовались хорошим спросом у горожан. Платные пассажиры не готовы ждать и часто выбирают альтернативные виды транспорта: интервалы большинства маршрутных такси в часы пик 3–5 минут, днём не более 10 минут, а если необходимо проехать несколько остановок по району, то время ожидания порой не превышает и 30 секунд.
Причина вторая – рядом с домом дешевле. Многие сократят число поездок до минимума. Зачем ехать в другой конец города, затратив на дорогу туда–обратно минимум 20 рублей, когда в магазине рядом с домом можно купить то же самое, но переплатив не 20 рублей, а 2 рубля.
Причина третья – пересадки. Маршрутные такси, в которых стоимость проезда 20 рублей, дают челябинцам возможность добраться до нужной остановки быстрее и не делать пересадки, оплатив проезд только один раз. Поэтому часть пенсионеров предпочтёт заплатить один раз, но те же 20 рублей.
Планы на будущее
В управлении транспорта Челябинска уже работают над решением проблемы платной пересадки.
«Главой города Евгением Тефтелевым поставлена задача в 1 квартале 2017 года ввести единый проездной билет, который позволит в течение 1-2 часов совершить бесплатную пересадку с одного вида муниципального транспорта на другой, и платную пересадку (стоимость пересадки обсуждается на уровне 10 рублей – прим. ред.) на маршруты одного из частных перевозчиков», – рассказал корреспонденту «АиФ–Челябинск» начальник управления транспорта Администрации города Роман Болотов.
В управлении транспорта не исключили, что в будущем у пенсионеров появится возможность выбрать: доплачивать наличными или списание будет происходить с карты. Во втором случае карту необходимо будет предварительно пополнить, как это сейчас делают школьники и студенты.
Альтернативное решение
Оптимальным решением при скудном бюджете видится увеличение длинных маршрутов (связывающих разные концы города), сокращения интервалов на уже имеющихся и введение лимита в 20–30 поездок (не израсходованные поездки не сгорают, а накапливаются на карте). Такая мера могла бы одновременно сократить число поездок льготников и привлечь новых платежеспособных пассажиров. Летом пенсионеры чаще пользуются транспортом. Лимит на поездки мог бы пресечь передачу социальных карт своим родственникам и знакомым. Такие меры позволят сэкономить куда более 140 миллионов бюджетных рублей.
Не усугубит ли решение, одобренное депутатами, транспортный кризис в Челябинске – покажет время.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: