Глава Челябинска Евгений Тефтелев назначил нового ответственного за транспорт: управление возглавил Роман Болотов.
Напомним, прежний руководитель управления Олег Козлов повысил стоимость проезда и тем самым отпугнул последних пассажиров из муниципального транспорта. МУП «ЧАТ» и МУП «ЧелябГЭТ» сегодня на грани банкротства.
Чем запомнился?
С 2012 по апрель 2015 Роман Болотов работал в администрации Златоуста, где курировал, в том числе и предприятия муниципального транспорта.
При нём в Златоусте заменили ЛиАЗ 5256 (рассчитанные на 100 пассажиров) компактными автобусам ПАЗ 3204 (вместимость – 40 пассажиров – Ред.), которыми не могут воспользоваться мамочки с колясками. Из автобусов исчезли кондукторы. Трамваи перешли на сокращённый график работы с 6 до 22 ч в будние дни, с 7 до 21 часа в выходные дни. Исчезли ночные рейсы.
С декабря 2015 в Златоусте были введены новые проездные билеты, и стоимость проезда по транспортной карте снизилась до 10 рублей. Правда, при этом стоимость проезда за наличный расчёт выросла с 14 до 16 рублей. Златоустовцам такие изменения не очень понравились. Однако из финансового тупика общественный транспорт он вывел.
Новый начальник – новая реформа
Перед новым руководителем в Челябинске поставили несколько задач. Первая – сделать муниципальный транспорт безубыточным. Вторая – увеличить его долю на рынке перевозок до 50%. Третья – разработать и ввести новую маршрутную сеть. Стоимость её разработки, согласно сайту госзакупок, обойдётся не более чем в 3,4 млн. рублей. Ни горожане, ни перевозчики не в восторге от этих перемен.
Депутаты успокаивают, что новую маршрутную сеть разработают не позже 15 декабря, потом будут общественные обсуждения и только в 2017 году начнётся поэтапный ввод.
Пассажиры боятся, что в ходе очередной оптимизации ряд удобных беспересадочных, а главное, бюджетных маршрутов, может кануть в лету. Притом, что весь транспорт в областном центре работает сегодня по нерегулируемым (свободным) тарифам.
Сегодня в Челябинске курсирует девятнадцать маршрутов: шесть – регулярных, девять – экскурсионных, в которых представлена не только программа экскурсии, но и звучит аудиогид. Один – заказной и три – пригородных. Стоимость проезда в них – 15–18 рублей.
Сколько маршрутов каждого вида транспорта останется пока ни знает никто: ни руководители муниципальных предприятий, ни чиновники, ни депутаты.
Представители рабочей группы рекомендуют разработчикам новой сети маршруты электрического транспорта считать опорными, но только в рамках существующих линий. Развивать это направление никто не намерен. Более того, чиновники призывают сократить число дублирующих друг друга маршрутов.
Частные перевозчики опасаются, что накатанные ими маршруты могут или упразднить вовсе или сделать их менее востребованными. Депутаты же предлагают оставить в центре города только транспорт большой вместимости.
Частники купят большие автобусы
Техническое задание предполагает, что на основных магистралях города будет проходить не более 160 единиц в час (80 большой вместимости и 80 микроавтобусов), либо не более 110 единиц большой вместимости.
Сегодня по основным артериям проходит в сумме не более 60 (больших автобусов и троллейбусов) и до 120 микроавтобусов.
Около 70% маршрутов в городе обслуживаются микроавтобусами, вместимостью до 20 мест, что вызывает жалобы от горожан: в пиковые часы, несмотря на короткие интервалы, уехать удаётся далеко не с первого раза. Когда народу мало, недобросовестные водители устраивают гонки за пассажирами, нарушая порой сразу с десяток пунктов ПДД и подвергая опасности пассажиров.
В том, что городу давно пора пересмотреть такие цифры, как вместимость и количество транспорта на центральных улицах, сомнений не вызывает. Вопрос в том, как это сделать. С одной стороны, можно увеличить количество муниципального транспорта. Но он убыточен – МУП «ЧАТ» и МУП «ЧелябГЭТ» на грани банкротства.
Можно и изменить требования к маршрутам частных перевозчиков:
«На центральных, наиболее загруженных маршрутах, будут работать автобусы большой вместимости. Если предприниматели захотят претендовать на такие доходные линии, им придётся приобретать такие машины», – высказал своё мнение депутат городской думы, председатель рабочей группы по вопросам транспорта Станислав Новичихин.
Однако и здесь не всё так просто.
На сегодняшний день более 75% маршрутных такси принадлежат физическим лицам, в основном, водителям.
Юрий Русин директор ООО «Казачий двор»:
«Одно дело купить в кредит микроавтобус на базе Ford Transit (цены на новые машины начинаются от 2 млн. рублей) или «ПАЗ 32054» (цены от 1,5 млн. руб.). И совсем другое дело – купить большой автобус, который стоит 6,5 млн. рублей и больше. Такие машины сложнее и дороже в обслуживании. Если работать правильно, как полноценное АТП, когда водители получают белую зарплату, в штате есть медик и механики, транспорт находится в собственности, а не в аренде, то тариф в 18–20 рублей низок, надо – 22–25 рублей. Но при существующем подходе тариф в 18 рублей вполне рентабельный для перевозчиков. Он позволяет предприятию работать с прибылью на уровне 10–15%».
Заместитель директора ООО «Консул» Михаил Хохлов:
«Поводы, по которым администрация имеет право расторгать договора, одинаковы для всех перевозчиков, однако применяются они только к нашему предприятию, а к другим перевозчикам – нет. Вопрос «двойных стандартов» в действиях администрации остается открытым».
Денис Джафаров руководитель проекта marshrutka74.ru:
«Новая маршрутная сеть не должна кардинально отличаться от действующей сегодня, иначе это доставит людям определённые неудобства. Разумнее не разрабатывать новые проекты каждые два года. Последний раз сеть утверждали 7 декабря 2015, но она так и не заработала. Все маршруты действуют также, как и до её принятия. Нужно не проводить новые конкурсы, а принять определённую стратегию и строго ей следовать. Это даст и перевозчикам, и прежде всего водителям, больше уверенности, что завтра они не останутся без работы. Необходимо провести опрос среди пассажиров, чтобы выяснить, какие маршруты им нужны, и провести на них новый конкурс».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: