В предновогодние дни мамы уже начали просматривать рецепты и покупать заранее продукты, чтобы удивить своих домочадцев и гостей. Особенно трудно угодить детям, многие из которых кроме конфет ничего не признают.
В Челябинске предприниматель Ольга Мелиоранская выпускает для детей пельмени и другие полуфабрикаты. Прежде она работала врачом-диетологом, и сама жизнь заставила её обратить внимание на качество питания.
С какими трудностями приходится сталкиваться представителям малого бизнеса? Как угодить капризным детям? Реально ли небольшим предприятиям выйти в крупные торговые сети?
Об этом и многом другом мы беседуем с нашим гостем редакции.
Вопрос демографии
Корреспондент «АиФЧелябинск» Эльдар Гизатуллин: - Как получилось, что вы решили пойти в бизнес? Было ли это желание опробовать свои силы или разбогатеть?
Ольга Мелиоранская: - Я ведь врач, диетолог, а ещё многодетная мама – у меня трое детей: двойняшки и ещё один ребёнок. Аппетит у них очень избирательный, проблема знакомая многим родителям – то это не нравится, то другое. А то, что нравится, далеко не всегда полезно.
И далеко не всё, что продают в наших магазинах, можно есть как детям, так и взрослым. Поэтому возникла идея выпускать пищевые полуфабрикаты, которые придутся по вкусу даже капризному ребёнку. Появились наши «Пельмешки для малоежки». Проект мы запустили с другом – кстати, он тоже врач – кардиолог.
- А пельмени можно назвать полезной едой?
- Почему бы и нет? Я была во многих больничных отделениях, так там дают котлеты с картофельным пюре – те же углеводы и белки. С диетической точки зрения, это безопасное и полезное блюдо. Главное, чтобы компоненты были качественные.
Пельмени же исконно русский продукт. Конечно, к магазинным пельменям у многих есть претензии, поэтому до сих пор люди лепят пельмени дома. А демография, о которой так много сейчас говорят, имеет прямое отношение и к вопросам питания – в том числе, и детского. Без нормального качественного детского питания, малыши будут болеть. Люди обленились, всё реже готовят дома. Поэтому я решила помочь таким же мамам, как и я. А оценку поначалу давали друзья – у меня, например, сокурсница – главный аллерголог области. Так что и она была экспертом.
«Мне ответил робот»
- Насколько же реально начать своё дело? Понадеялись только на свои силы или воспользовались какими-то государственными программами?
- Вложили с другом исключительно свои накопления – 50 на 50. Так что не воспользовались ни государственными программами, ни кредитами. Повторюсь, я многодетная мама, поэтому опасаюсь брать деньги в долг. Нам пока около года, работаем в убыток, но нас это не удивляет и не удручает – мы составляли бизнес-план и понимали, что на первых порах прибыли ожидать не приходится. Специалисты говорят – мол, продержитесь три года, дальше должно быть полегче. Вот и держимся. Конечно, не хотелось бы оправдать другой прогноз – некоторые утверждают, что мы неизменно пойдем по пути удешевления продукции, начнём использовать различные добавки. Но тогда зачем было затевать всё это дело? Для меня этот проект настолько личный, что я даже на упаковке поместила фотографии своих детей.
- А чего же больше всего не хватает, чтобы свое небольшое дело успешно развивалось?
- Невозможность зайти в большие федеральные торговые сети. Нужно платить самой компании, дистрибьюторам, вкладывать средства в их маркетинг, а это огромные траты, зачастую неподъёмные для малого бизнеса.
Например, нужно платить за дегустаторов, причём не своих, а каких-то наёмных. Или же за типографию – вкладываться в каталоги. Это очень дорого.
Вот если бы торговые сети давали какие-то скидки начинающим предпринимателям, или вообще создали специальную программу, было бы здорово.
- Таких программ нет?
- На самом деле в одной из сетей есть, а толку? Я им написала, так мне ответил даже не человек, а робот. Ответил, что ваши объёмы должны обеспечивать всю Россию, а у вас таких объёмов нет, так что до свидания! А в чём смысл тогда программы?
Хотя знаю, что в Долгодеревенском один малый предприниматель зашёл со своей продукцией в сеть – не знаю, как ему это удалось.
Чтобы не было шока
- Вы по профессии врач. Наверное, на многое в бизнесе до сих пор смотрите и с медицинской точки зрения? Речь ведь о питании.
- Знаете, когда мы другом искали помещение под цех, то такого насмотрелись! Встречались такие ужасные места, где чуть ли не крысы бегают! И в таких помещениях до сих пор производят полуфабрикаты! Я тогда лишний раз убедилась, что надо выпускать что-то своё.
А своё – это и такие рецепты, как телятина со сливочным маслом в качестве начинки, и размер пельменей – каждый весом всего в семь граммов. Специально, чтобы детям было удобно.
Мне, правда, некоторые взрослые говорят: «А я не малоежка, я многоежка!». Так что мы сейчас и для взрослых продукцию выпускаем.
- Но получается, что даже если появится где-то качественные продукты, в магазины попасть им практически невозможно?
- Почему же? Есть магазины и рынки, которые нас пустили на прилавки – просто потому, что им понравились наши продукты. Такое тоже бывает.
Конечно, как небольшому предприятию нам приходится проявлять максимальную гибкость. Скажем, один покупатель попросил пельмени без лука – вот не любит человек лук и всё! Так мы делаем специально для него такие полуфабрикаты. Или же у другой женщины аллергия на яичный белок. И мы замешиваем тесто без белка. И как тут обманешь? У человека может быть анафилактический шок.
- Знаю, что вы участвовали в конкурсе на лучшую маму-предпринимателя. Такие проекты приносят свою пользу?
- Польза, разумеется, есть – обмен идеями, опытом. К сожалению, в конкурсе я не выиграла, хотя уже придумала, как потратить деньги – купила бы аппарат для шоковой заморозки. Это довольно дорогое оборудование.
Проблема многих малых предпринимателей ещё и в том, что нам приходится учиться на ходу – у нас нет, например, образования по маркетингу, а оно очень бы пригодилось. Без рекламы трудно наращивать объёмы.
Сейчас тыкаемся везде, пытаемся пробиться.
- А Интернет разве не предоставляет такие возможности?
- В чём-то Интернет упрощает жизнь тем, кто крутится в малом бизнесе. Например, недавно появилась площадка, которую организовала Ирина Асанова – в первую очередь она предназначена для фермеров, чтобы они смогли реализовать свою продукцию. Но и другие производители продуктов, полуфабрикатов, в том числе и мы, могут там выставляться.
Проблемы у нас во многом общие. Идей может быть много, но самый важный вопрос – будут ли эти идеи приносить прибыль? Удастся ли пробиться на рынок, занять свою нишу? Конкуренция велика, но мы всё ещё верим, что добьёмся успеха и вырастим до большого бизнеса.
Это интересно
В Челябинске неоднократно разрабатывали собственные необычные пищевые рецепты.
Например, квасовар Геннадий Воронин сумел заинтересовать своей продукцией даже китайцев. Планирует он также делать лекарства на основе кваса. Другая любопытная идея – возродить квас по рецепту 5-тысячелетней давности: такой квас изготавливали ещё в Аркаиме – остатки напитка археологи нашли в кувшине.
А аспирантка факультета пищевых технологий ЮУрГУ Гузель Альхамова разработала технологию производства красного творога. В основе опять же древний рецепт. Такой творог полезен для людей, которые страдают сахарным диабетом и нарушением обмена веществ. При этом в красном твороге мало калорий.