105

После бунта на заводе – в урбанисты. Как рабочий стал общественником

Тимур Гизатуллин очистил будку, а затем художники создали здесь граффити с изображением Богдана Хмельницкого.
Тимур Гизатуллин очистил будку, а затем художники создали здесь граффити с изображением Богдана Хмельницкого. Из личного архива

Летом во многих дворах и на улицах Челябинска закипела работа по благоустройству. В отличие от прошлых лет, сейчас всё чаще обычные граждане и общественники решают, на что обратить внимание при благоустройстве, и сами, не дожидаясь команд, прилагают силы к украшению города. Один из таких общественников - автор проекта «ЧМЗовский урабанист», участник организации «Гражданский патруль» Тимур Гизатуллин.

Зарплату всё-таки подняли

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Многие стали заниматься общественной деятельностью после проблем, с которыми лично столкнулись. А вас что возмутило? Разбитая дорога? Или выбросы?

Тимур Гизатуллин: Ситуация на ЧМК, где я тогда работал. Так-то я по образованию юрист, но стал металлургом. В какой-то момент организовал рабочих, так как у нас было много претензий к руководству – это и низкая зарплата, и тяжёлые условия труда. Шум вышел большой, про нас все писали – мол, «бунт на ЧМК». На нас начали давить. Мы написали коллективное письмо в областной профсоюз, начали общаться с профсоюзами в других регионах.

- Улучшения на заводе всё-таки произошли?

- Да, удалось добиться повышения зарплаты на 25%. Именно тогда я понял, что СМИ действительно четвёртая власть. Правда, зарплату подняли уже без меня. Мне пришлось уйти на другое предприятие. К тому времени я уже всерьёз увлекся общественной работой, начал вникать в урбанизм, изучать вопросы улучшения городской среды. Познакомился с ребятами из «Гражданского патруля», появился проект «ЧМЗовский урбанист», так как я заинтересован, прежде всего, в том, чтобы лучше становился мой родной Металлургический район. Хотя, конечно, в рамках района не замыкаюсь.

Я сам по натуре перфекционист, воевал в своё время с нашей управляющей компанией – во дворе у нас была настоящая разруха. Наконец, удалось привести его в порядок, но работы ещё много. Так понятно же, что тротуары надо прокладывать лишь после того, как люди сами проложат тропинки – так делается во всём мире.

Повторяем путь Европы и США

- Блогер Илья Варламов, когда был в Челябинске, похвалил Металлургический район за то, что здесь сохранились классические зелёные дворы. А вы, значит, считаете, что в районе ещё есть, над чем работать?

- Я понимаю, почему наш район понравился Варламову – здесь не было дорожной революции, поэтому улицы не расширяли, осталось много зелени. Застройка большей частью квартальная, а не микрорайонная – у каждого дома обширный зелёный двор.

Но нам не хватает реставрации зданий, а дороги – самые плохие в Челябинске. Например, даже у районной администрации на улице Богдана Хмельницкого провал в асфальте уже сколько лет!

- Экология к проблемам района не относится?

- Роза ветров здесь такая, что дует в сторону аэропорта – это учли ещё в советское время при проектировании завода и района. Но вот в Першино ощущаются выбросы. Да и направление ветра иногда меняется – тогда стоит устойчивый запах коксохимического производства.

- Вы сказали, что территорией лишь своего района не ограничиваетесь…

- Мы, к примеру, долго добивались создания наземного пешеходного перехода на площади Революции у бывшего магазина «Ритм». Тогда нам помог Александр Егоров – он занимал пост вице-мэра по городской среде, а после стал заместителем министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Пришлось прибегнуть к хитрости – сначала «зебру» в том месте подавали как временную меру, а затем переход сделали постоянным.

Я, как и многие урбанисты, сторонник того, что подземные пешеходные переходы надо убирать – они неудобны для инвалидов, мам с колясками, даже простых граждан с багажом.

- Вы сказали, что против создания микрорайонов – чем же они плохи?

- Понимаете, огромные микрорайоны, особенно расположенные на окраинах, порождают реакцию спровоцированного спроса. Дороги становятся шире, и люди видят, что альтернативы личному транспорту нет, и пересаживаются на автомобили. Мы с запозданием повторяем опыт Европы и США. А ведь даже в Детройте, родине автомобилестроения, уже запустили трамвай. И через каждые 50 метров создали наземные переходы, которые никому не мешают.

- В одной из ваших публикаций я видел, что вы занимаетесь проблемами брошенных домов…

- Сейчас на улице Дегтярёва остался лишь один не расселённый аварийный дом. А раньше действительно такая проблема стояла остро – дома расселяли, но не сносили. В этих развалинах собирались маргиналы, происходили пожары, там играли дети, что совсем небезопасно. Когда я рассказал про один такой дом, буквально через два дня пригнали бульдозеры и всё снесли. Но возникла другая проблема – на месте снесённых домов появился пустырь, которым никто не занимается. У нас тут окраина – не хватает магазинов, аптек, которые в других местах открывают через каждые пару метров. Так что надо думать, что делать с пустырём.

Не все украинцы оценили

- Как возникла идея создать граффити на трансформаторной будке?

- Я давно обратил внимание на этот ящик на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Сталеваров – весь заклеенный старыми и новыми объявлениями, грязный. Долго ходил мимо, и каждый раз вид этой будки меня раздражал. Сам я не художник, но есть знакомые мастера граффити. Сначала предложил идею заводу, но после известного конфликта стало ясно, что на помощь можно не рассчитывать. К счастью, нашлись другие люди.

Для эскиза выбрали картину XIX века с изображением Богдана Хмельницкого. Я болгаркой почистил поверхность, а создали арт-объект художники из объединения «GraffityRussia». Наше граффити заметили даже комментаторы с Украины.

- И как они отреагировали?

- По-разному. Дело в том, что для украинцев Богдан Хмельницкий неоднозначная фигура – для кого-то герой, а для других – предатель.

- А как вы относитесь к некоему челябинцу, который закрашивает граффити, оставляя вместо них схематично нарисованный кораблик?

- Что тут скажешь? Человек решил таким образом самовыражаться. Видимо, других способов не знает. А вообще надо стремиться к тому, чтобы у вандалов было меньше пространства. Скажем, можно использовать краску с песком, чтобы поверхности не заклеивали объявлениями. Сейчас обычно наносят металлическую сетку, но она рвется и эстетически не всегда хорошо выглядит.

Мы будем продолжать создавать граффити, но в Металлургическом районе стараемся отталкиваться от названий улиц. Так, на улице Жукова появится портрет великого полководца. Уже есть люди, готовые вложиться в этот проект.

- Как ещё планируете улучшить облик района?

- Есть идея разместить у нас газоны по швейцарским стандартам. В своё время это сделал предприниматель Юрий Окунев в Екатеринбурге. Вывезли на нескольких КАМАЗах лишнюю землю, заложили мульчу, замазали щели в бордюре, чтобы не вытекала вода с грязью во время дождей. Затем развернули рулоны газона и поставили столбики, чтобы не заезжали автомобили. Об этом проекте рассказывали на всю страну.

Почему бы у нас не сделать то же самое? Идею поддерживает наш друг Данил Девятов, создатель паблика «Изнанка Челябинска». Надеюсь, всё получится.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах