Примерное время чтения: 6 минут
471

«Челябинск – грустный город!» Застройщики о конкуренции с Екатеринбургом

Состоятельные челябинцы предпочитают переезжать из городской черты на ту сторону озера Шершни.
Состоятельные челябинцы предпочитают переезжать из городской черты на ту сторону озера Шершни. / фото Александра Фирсова / АиФ

Челябинские застройщики обеспокоены ростом цен на стройматериалы, недочётами транспортных схем и повальными переездами горожан в другие города.

«Челябинск развивается очень неравномерно, - заметил председатель совета директоров ГК «Компаньон» Арсен Унанян на конференции «Недвижимость челябинской агломерации», которую организовал «КоммерсантЪ - Южный Урал», - где-то есть перспектива роста, но регулярные экономические потрясения не дают развиваться.  За последние пять лет создали кучу стратегий развития, подчас пустых. Мне, например, страшно за Сосновский район. Он очень активно развивается, скоро в «Привилегии» появится огромный спорткомплекс с бассейном, в «Вишнёвой горке» откроют большую школу, лет через пять там будут работать клиники и турагентства. Это значит, что стройка там не прекратится, а люди будут покупать там жильё и переезжать. Дороги до Сосновского района будут загружены. Проведут ли туда метротрам, о котором сегодня столько говорят?»

«В работе пока только две ветки метро, а обойдутся они в 46 млрд рублей, - резонно заметил заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль. – Конечно, нужно двигаться в сторону северо-запада, но мы пока сосредоточились на загруженном центре».

«А центр надо вообще закрывать для личных авто, делать въезд платным!» - поделился мнением Унанян.

«Пошёл второй год, как город передал нам полномочия по работе с общественным транспортном, сейчас мы разрабатываем транспортную схему, уже есть итоги и успех, - парировал Шаль. - Закуплено сто новых автобусов большой вместимости, планируется покупка новых трамваев. Всего на покупку нового транспорта выделено 2,3 млн рублей. Наша задача - уменьшить количество личного автотранспорта на городских дорогах».

По поводу строительства нового жилья он сказал, что в самом Челябинске немного муниципальных земель, свободных для застройки, поэтому генплан города должен быть связан с проектом развития агломерации. Проект комплексного развития территорий также открывает новые возможности. В области определены территории для такого развития, в областном центре это 14 площадок, в декабре заключим по ним контракты, дорожные карты уже разработаны.

Достроят ли начатое?

Другое дело, что жильё в Челябинске после повышения ключевой ставки начало дорожать.

«До недавнего времени средняя стоимость квадратного метра в челябинской новостройке составляла порядка 38 тыс. рублей, - прокомментировал директор СК «Голос Девелопмент» Сергей Пахомов. – При этом средний месячный доход южноуральца по статистическим данным чуть больше 24 тыс. рублей. Для сравнения: в Екатеринбурге квадрат стоит около 70 тыс., а доход горожанина – 35 тыс. Разнятся не только цены, но и качество. Мы не строим дома из воздуха, они стоят денег. И чем больше – тем качественнее продукт».

Застройщики отметили, что ощутимо изменились цены на стройматериалы. За несколько дней минеральная вата, которую в строительстве используют для утепления, подорожала втрое.

«В связи с этим трудно даже предположить, как сейчас будут достраивать объекты застройщики, заключившие договора ДДУ и уже получившие прибыль, - сказал заместитель генерального директора АО «РСГ – Академическое» (Екатеринбург) Павел Петриченко. – Хорошо, если они уже закупились и работы на объектах подходят к финалу. Проектное финансирование - это прежде всего заморозка оборотки. Даже если проект интересен, то это быстрооборачиваемый капитал, есть риск полного обесценивания, спрос скоро может ограничиться и предложение тоже».

По его словам, сегодня в структуре своих продаж компания наблюдает приток жителей из Челябинска, Казахстана и других регионов. Покупателей анкетируют, есть информация, что большинство челябинцев объясняют свой переезд ухудшением экологии.

Элита увозит из Челябинска деньги

20 тыс. семей за последнее время из Челябинска переехали жить в Кременкульское сельское поселение. Об этом сообщил управляющий партнер ГК «Девелопмент Про» Вахтанг Чикаберидзе.

«Это самые богатые жители Челябинска! – констатировал он. – Другие продолжают копить деньги на недвижимость. Кто-то уже накопил, но не спешит с покупкой. В одном из известных банков опросили вкладчиков и выяснили: они не покупают на накопленные средства жильё, потому что в Челябинске нет объектов, которые бы им хотелось купить. Понимаете? Не устраивает географическое расположение новостроек, не нравятся планировки… Поэтому и уезжают люди. Кто-то в Кременкуль, а кто-то – ещё дальше. Челябинск – грустный город!».

«Состоятельные граждане не хотят жить в Челябинске, - поддержал его девелопер, инвестор проекта «L-Town» Василий Курбацких. – Где тут жить? Покажите хоть один нормальный проект средненького класса, как в Москве, Питере или Екатеринбурге? Сегодня элита живёт за Шершнями, в своих домах. Эта элита отправляет детей учиться в Москву, в Питер, в Екатеринбург, а потом сама переезжает вслед за ними. Эта элита увозит отсюда деньги и будущие рабочие места, которые могла бы создать в Челябинске, открывая новый или развивая имеющийся бизнес. Вот она, реальная угроза, вот он вызов. Вот почему, у нас должна быть нормальная стратегия развития, а не формальные документы, как сейчас. Генплан – это производная от стратегии. А о каком генплане говорить, если у нас по сути нет никакой стратегии?! Этим должна заниматься депутаты и администрация. Если они этого не делают, то что вообще они делают?!. Нам нужна цель, как у Екатеринбурга, - уйти от конкуренции с другими миллионниками и конкурировать только с Москвой и Питером. Только там эту цель поставили ещё 20 лет назад! И добились её. А в Челябинскую область ездят только отдыхать на озёра. И то не все и не всегда. Потому что и отдыхать тоже хочется красиво, а не среди коровьих лепёшек, извините!»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Никитина, заместитель начальника Управления, начальник отдела перспективного развития

Панельные дома, которые сегодня возводит большинство наших застройщиков, не так уж плохи, в Европе их тоже возводят, но время показывает, что это не самый жизнестойкий вид жилья. Южноуральцы уже сами хотят нового качества. Мы обсуждаем с застройщиками, какие есть альтернативы, будем поддерживать приход новых серий с хорошими планировками, индивидуальные проекты. Но при этом панельку нельзя запретить, она эффективна, экономична. Что же касается благоустройства Челябинска, то сегодня как раз все силы брошены на то, чтобы привести в порядок центр города. Мы также понимаем, что живём в городе-миллионнике и окраинами тоже надо заниматься. Необходимо формировать подцентры в спальных районах, благоустраивать там обзественные пространства, соблюдать баланс социальных и транспортных объектов между центром и периферийными территориями. Но на свои деньги, на деньги из городского бюджета мы все это не сделаем, нужно привлекать бизнес, инвесторов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах