Валентине Кораблевой, инженеру научно-исследовательского института, выпало в жизни немало испытаний. Вырастила одна троих сыновей, подрабатывая, чтобы были деньги на питание и одежду. Валентина Анатольевна уверена: женщины могут все. Главное - преодолеть страх, неуверенность в себе, слезы, боязнь завтрашнего дня и быть оптимисткой.
Когда Валентина родила третьего сына, Максима, отец детей из семьи ушел. Женщина в декрете тридцать лет назад оказалась в ситуации, которую может понять только другая женщина. Старших нужно было кормить, одевать, провожать в школу, учить уроки, водить на кружки. Маленького оставить не с кем. Денег нет, за исключением небольшого пособия по уходу за ребенком.
«Помочь маме может только мама, - вспоминает Валентина Анатольевна сейчас. - Я пошла подрабатывать, мыла полы. Встречала знакомых, которые не понимали: у тебя же высшее образование, неужели тебе не стыдно? Я о таких вещах не думала и никогда не думаю: мне нужны были деньги. Спасибо моей маме, которая во всем мне помогала, оставалась с детьми, давала денег. Мамочка, любимая наша бабушка и прабабушка Людмила Петровна жива и сейчас, ей 85, и до последнего она помогает всем нам. Мы ей - по хозяйству, а она добрыми словами и советами».
Раньше, рассказывает Кораблева, не было принято платить большие премии и бонусы. У нее, инженера-конструктора измерительных авиаприборов, был средний по стране оклад. Бывали премиальные, но весьма скромные. То, что Валентина тащила троих детей, никогда особо никто не брал во внимание. Женщина научилась вязать. Переделывала вещи старших младшим, да так, что одноклассники завидовали: на полках магазинов одинаковые серые невзрачные свитера, а у Кораблевых всегда оригинальные красочные наряды, то кофта в полоску, то рубашка разноцветная. «Лепила из того, что было», - улыбается Валентина.
А в девяностые совсем туго стало. В НИИ, как и многих других учреждениях страны, начались задержки зарплат. Голодали, конечно, было и такое, вспоминает Валентина, но она, как всегда, смотрела на жизнь с оптимизмом. Помогали подруги, поддерживали, чтоб не впадала в уныние. Опять же ее мама, мудрая женщина, делилась пенсией, оставалась с внуками, чтобы Валя могла оставить детей и уйти на подработку. Когда на предприятии совсем перестали платить, конструкторам предложили перейти в охранники.
«Я уже три года на пенсии, - рассказывает Валентина. - Продолжаю работать так же, в охране. Привыкла, график удобный. Теперь пришла моя очередь помогать детям, как когда-то мама мне. У младшего сына двое детей, Антоше три годика, а Лизоньке полтора. Прыгаем, вяжем, делаем поделки с малышами. Всем молодым мамам могу дать один совет: в какой бы сложной ситуации вы ни оказались, надо стараться, работать, верить и не унывать. И, я знаю точно, все наладится».