С того времени, признаются заводчане, всё стало ещё хуже. Машиностроительное предприятие-гигант фактически остановлено. Обещания губернатора и «Уралвагонзавода» о материальной поддержке оказались пустыми словами.
Крик о помощи
Завод уже около года находится в глубоком кризисе, такого упадка не припомнят старожилы предприятия, пережившие банкротства, ликвидацию и экономические кризисы 1998-го и 2008 годов.
Стабильно идёт двух-трёхмесячная задержка зарплат, с перебоями работают столовые, все социальные и профсоюзные выплаты приостановлены, на заводе из-за долгов перед ресурсниками отключены централизованное водоснабжение и газ. Для душевых баки наполняют пожарные машины, а питьевую воду развозят по цехам в бутылях.
«Люди в очередной раз доведены до отчаяния, - констатирует председатель профкома ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Олег КОСЫХ. - Проблемы не решаются, а только растут как снежный ком. Мы убедились, что нынешнее руководство завода в лице Виктора Воропаева и НПК «Уралвагонзавод» не способно управлять и вывести предприятие из кризиса. Они даже не смогли разработать достойную антикризисную программу. Поэтому ни один банк не желает выдавать нам кредиты, несмотря на одобренные Москвой 6,8 млрд рублей госгарантий».
![Строительство завода.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/213/aee429ad14a4d8a0a9945eb95681941b.jpg)
Не дождались заводчане и обещанной поддержки от областной власти. Краткосрочный кредит в размере 500 млн рублей, который пополнил бы оборотные средства завода, так и не был получен.
Сливная яма
На пикете среди работников завода слышатся усталые и недовольные заявления: «Развалили опорный край державы», «ЧТЗ - сливная яма для госкорпорации».
«Развалили завод окончательно, - прямо заявляет работник отдела механиков Прессово-сварочного завода Василий ЧЕГАКОВ. - С начала года, наверное, собрали с десяток тракторов. Мы работаем смену в неделю. И пока эти варяги отсюда не уедут, лучше не станет. Приехали они сюда 3,5 года назад, когда завод уже с долгами рассчитывался, и в 6 раз увеличили долги с 1,8 млрд до 12 млрд рублей. Вот взяли 2 млрд рублей в кредит на разработку двигателя - ни двигателя, ни денег. Воропаев берёт деньги на реконструкцию завода - на деле за последний год четыре ямки вырыл».
Политикой нового руководства недовольны все. Ещё до санкций экспортное направление того же литейного производства завода закрыли. В этом году (впервые за всю историю предприятия) не выделили дотации на путёвки в детские лагеря.
Завод умирает. Выходит, объявленный курс на импортозамещение просто фарс?
Кстати
Продукция ЧТЗ обеспечила не менее 10 млн рабочих мест в стране и мире - это население среднего европейского государства.
Всеми тракторами ЧТЗ отработано 19 млрд часов, или более 2 100 000 лет без перерыва на обед. На все тракторы ЧТЗ ушло более 12 млн тонн металла. Из этого количества металла можно изготовить 1 200 Эйфелевых башен.