Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Примерное время чтения: 14 минут
72

Объединяться и учить. Южноуральские машиностроители о перспективах развития

Чтобы успешно развиваться, нужно кооперироваться и обучать будущих работников сразу на производстве. К таким выводам пришли эксперты в ходе круглого стола в «АиФ-Челябинск» в преддверии Дня машиностроителя.

Гранты и нацпроекты

Челябинская область - один из ключевых центров российского машиностроения. В промышленном комплексе региона эта отрасль, на которую приходится почти 20% от общего объема всех обрабатывающих производств, занимает второе место после металлургии (56,8%). Сегодня на Южном Урале насчитывается более 100 машиностроительных предприятий, на них занято около 100 тысяч человек. К машиностроителям относятся производители не только машин, транспортных средств и полуприцепов, но и станков, бытовой техники, электронного и оптического оборудования.

«Мы все понимаем, что условия, в которых работают сегодня предприятия, мягко говоря, непростые, - констатировал факт первый заместитель министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Илья Клюшин. - Предварительные подсчёты за семь месяцев этого года показывают небольшое, вполне обоснованное, снижение общего индекса промышленного производства. Тем не менее, в отрасли уже несколько лет наблюдается устойчивый рост, бизнес оперативно реагирует на внешние изменения. Предприятия продолжают реализовывать инвестпроекты, а мы со своей стороны всячески им в этом содействуем, внедряя меры поддержки, субсидии, налоговые преференции и т.д.».

По его словам, южноуральские производители активно пользуются мерами поддержки, как финансовыми, так и не финансовыми. Основным инструментом, как и прежде, остаются льготные займы регионального Фонда развития промышленности (ФРП). По различным программам предприятия могут получить от 5 до 100 млн рублей на срок до 5 лет по ставке от 1 до 5%. Сумма займов по совместным программам с федеральным ФРП составляет от 20 до 200 млн рублей. Они выдаются также максимум на 5 лет по ставке от 3 до 5% годовых. Кроме того, в арсенале челябинских Минпрома и ФРП есть и невозвратные финансовые инструменты - субсидии и гранты.

Выступающий на фото - Илья Клюшин. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«Если говорить о невозвратных мерах поддержки областного Минпрома – это компенсации на первоначальный взнос по лизингу и на приобретение нового оборудования, – заметил Илья Клюшин. - На это можно получить до 20 млн рублей, но не более 50% от понесенных затрат. Региональный ФРП реализует три грантовых программы, возмещая проценты по лизингу, затраты по проведённым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и на реализацию совместных кластерных проектов. Интерес предприятий к ним, особенно к грантам на НИОКР, растёт год от года. Так, в этом году на данную меру поддержки мы получили заявок на общую сумму более 200 млн рублей при лимите в 100 млн».

Практически все крупные машиностроительные предприятия Челябинской области прошли через национальный проект «Производительность труда». В 2025 году в формате федерального проекта он стал частью масштабного нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». На Южном Урале из 200 его участников 73 относятся к сфере машиностроения. В ходе оптимизации производственных процессов с помощью экспертов Федерального и Регионального центров компетенций (ФЦК и РЦК) они увеличили выработку в среднем на 43% и ускорили время выпуска продукции на 33%. Для участия в проекте нужно оставить заявку на ИТ-платформе производительность.рф

Сегодня на Южном Урале насчитывается более 100 машиностроительных предприятий и на них занято порядка 100 тыс. человек.

Между ростом и стагнацией

Важной составляющей успешного развития отрасли эксперты считают включение предприятий в кооперационные цепочки, объединяющие крупных производителей с компаниями малого и среднего бизнеса.

Сергей Кашигин, Сергей Таран. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«Залог развития предприятий в нынешних реалиях – участие в кооперационных цепочках, - заявил руководитель аппарата Челябинского отделения «Союза машиностроителей России» Сергей Кашигин. - Мы проводим мероприятия на развитие кооперационных связей с другими регионами РФ. В этом году совершили уже семь поездок, в том числе в Узбекистан и Белоруссию. В каждой поездке посещаем 4-5 предприятий и привозим если не контракт, то как минимум намерение о сотрудничестве. Факторами, сдерживающими развитие машиностроения, остаются высокая ключевая ставка, дефицит кадров и ситуация с утилизационным сбором. Некоторые производители заявляют о недоступности необходимых компонентов, запчастей, станков, оборудования».

На фото - Леонид Зелепухин. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«Хотелось бы развернуть кооперационную цепочку, - продолжил тему объединения МСП с крупными производителями директор по стратегическому и инновационному развитию НПО «Электромашина» Леонид Зелепухин. – Вокруг нас сегодня много МСП, мы их активно притягиваем. В нашем технопарке сегодня работают 6 резидентов, которые за последние три года вдвое увеличили штат и в 4 раза свою выручку. Заявок много, не хватает только производственных мощностей и площадей, чтобы разместить всех желающих. Поэтому сегодня для обеспечения спроса Технопарк ЗЭМ разрабатывает проект, соответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в рамках которого планируется строительство  8 универсальных цехов общей площадью более 4 000 квадратных метров. Площадка будет создана как раз под МСП, которых мы сможем загружать заказами и с которыми сможем также обменивать компетенциями. Уверен, это станет серьёзным вкладом в развитие машиностроения».

«Если трезво оценивать реалии российского машиностроения, то мы находимся между ростом и стагнацией, - поделился мнением эксперт комитета по промышленности ЧОО «Опора России» Павел Золотов. - Темпы роста промышленности по стране снизились с 8,5% в 2024 году до 3-4% в 2025. В нашей области, конечно, всё лучше, благодаря ориентации на госзаказ и ВПК, импортозамещению в металлургии, логистическому преимуществу и концентрации промышленных предприятий. Но если заглянуть «под воду», где живет МСП, то здесь замедление чувствуется по-другому. Крупные клиенты заказывают теперь не производство нового оборудования на 100 млн, а ремонт старого на 10 млн. В итоге выручка компаний и ритмичность притока платежей падают. Но накладные расходы так быстро падать не могут, поэтому возникает кассовый разрыв, в конечном результате ведущий к задержкам платежей и банкротству производственных компаний».

«Скорость манной каши»

Эксперт также назвал нынешние кредиты дорогими, а поддержку точечной, поскольку на неё могут рассчитывать только высокотехнологичные проекты. Он предложил сменить логику поддержки – поощрять не отдельных «чемпионов», а цепочки кооперации во главе с крупными заводами. Также необходима программа рефинансирования кредитов для МСП под конкретный портфель заказов, а не под залог имущества, которого у малого бизнеса часто нет.

Выступающий на фото - Павел Золтов. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«Мы вроде бы движемся вперёд, но со скоростью манной каши, - посетовал Павел Золотов. – Выживают 2-3 компании из 10. В технопарке, где у нас производственные площади, за последние месяцы съехали 4-5 компаний, которые работали по соседству. Мы понимаем: страна в непростой ситуации, мы сидим здесь, а кто-то в окопах, поэтому спасибо и за такое движение».

На некоторую недоступность мер поддержки указала исполнительный директор ООО «Крановые технологии» Ирина Казанцева. Отметим, что сегодня завод выпускает до 200 башенных кранов и является единственным отечественным производителем башенных кранов.

Ирина Казанцева. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«При этом мы не можем получить меры господдержки, которые в сегодняшних реалиях играют ключевую роль, - рассказала эксперт. - Нам приходится конкурировать с китайскими производителями, которые со своей стороны пользуются и мерами господдержки, и субсидиями, и льготным кредитованием. Мы платим зарплаты, налоги, повышаем качество продукции, вкладываемся в развитие и обучение персонала. Понятно, что таким образом растут наши расходы на себестоимость продукции. Мы обратились в Минпромторг РФ с предложением ввести утилизационный сбор для башенных кранов по аналогии с утилизационным сбором на автомобили. Мы разработали механизм для внедрения этого сбора, рассчитали экономический эффект для государства, представили инициативу в региональный минпром и сейчас как раз ждём обратной связи».

«Челябинская Машиностроительная Компания» в 2019 году выпустила 50 грейдеров, в 2020-м – 30, в 21-ом – 18, за 2022-2023 годы – всего 22, в 2024 и 2025 – по 5.

«Упал спрос, - прокомментировал директор предприятия Евгений Бычкунов. – Кроме того, у нас впереди судебные разборки: в 2022 году мы добились субсидии у минпромторга – 90 млн рублей. Но сегодня 60 из них нас просят вернуть, потому что мы не выполнили план, который был заявлен».

Евгений Бычкунов. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

Люди на вес золота

Эксперты обратили внимание на подготовку квалифицированных кадров, потребность в которых на предприятиях по-прежнему велика. Выходом, по мнению экспертов, могло бы стать создание «корпоративных университетов» на базе крупных промышленных предприятий, которые готовили бы специалистов в условиях реальных производств под их конкретные задачи.

«У нас налицо разрыв поколений, разрыв между старыми кадрами и новыми реалиями, ведь кроме специалистов-конструкторов и других специалистов, требуются работники с цифровыми навыками (CAD/CAM, ЧПУ, ИИ), а это уже новый опыт, а не опыт прошлой технологической эпохи. То есть сейчас проблема даже не столько в количестве специалистов, сколько в их качестве, - подчеркнул Павел Золотов. – Люди словно в розовых очках: переработки на производстве или разговоры на повышенных тонах воспринимаются как повод уйти. И вложенные в этого специалиста время и средства брошены на ветер. В вузах и ссузах сегодня разрабатываются новые программы подготовки кадров, так что будем надеяться на лучшее. А вообще было бы здорово запустить на базе каждого крупного завода «корпоративный университет»!»

На стыке 2023-2024 годов в ЮУрГУ появилось новое структурное подразделение – Передовая инженерная школа, которая реализует программу опережающей подготовки инженеров для южноуральских промпредприятий.

«Классический инженер приходит на предприятия, но, увы, не обладает тем набором качеств и компетенций, которые ему позволили бы без всякой адаптации влиться в работу, - говорит директор школы Сергей Таран. - К тому же задачи, связанные с импортозамещением и технологическим лидерством, требуют инновационных знаний и понимания, куда развивается отрасль, какой будут техника и оборудование через год-два-три. Предприятия, заинтересованные в новых кадрах, должны интегрироваться в образовательный процесс и участвовать в профориентации школьников. Ведь современные дети не особо стремятся к инженерному образованию, математика и физика им кажутся предметами неподъёмными, сложными, поэтому они предпочитают социально-гуманитарные направления. Нужно менять формат подготовки инженеров - создавать специальные образовательные пространства, стажировать студентов на заводах, прикреплять к ним наставников буквально с первого курса. Фактически мы возвращаемся к тем наработкам и стандартам, которые были в советское время».

Выступающий на фото - Сергей Таран. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

«Чтобы ситуация с кадрами кардинально изменилась, надо отменять платное образование! – заявил напоследок Евгений Бычкунов. - Тогда молодёжь будет учиться по призванию!»

Жильё по спецпрограмме 

Для сотрудников машиностроительных предприятий в Челябинской области работает специальная программа по приобретению жилья.

«Мы предлагаем скидку 2% для сотрудников крупных военно-промышленных комплексов (ВПК) и предприятий Челябинской области, – прокомментировала руководитель отдела продаж ЖК «Симфония» Юлия Тупицина. – Каждый желающий может приобрести квартиру в строящемся комплексе «Симфония», а также в ЖК «Западный луч».

Юлия Тупицина. Фото: АиФ-Челябинск/ Ярослав Бабкин

Напомним, что этим летом «Симфония» подтвердила статус одного из наиболее востребованных ЖК. Комплекс расположился в Советском районе, рядом с городским бором и Шершнёвским водохранилищем. Первая очередь ЖК почти распродана: 81% квартир уже нашли своих владельцев. Сейчас идут продажи второй очереди, так что ещё есть возможность выбрать понравившуюся планировку по выгодной цене.

Жилой комплекс «Западный луч» – современное жилое пространство с продуманными планировками. Он расположен в самом сердце Челябинска и окружен всеми необходимыми удобствами: магазины, школы, парки и многое другое буквально у порога. Также неоспоримой отличительной чертой «Западного луча» считается отличная транспортная доступность: отсюда можно легко и быстро добраться до любой точки города.

«Желающим группам и рабочим коллективам готовы организовывать презентации. За предыдущий год спецпрограмма для сотрудников ВПК была очень востребована, – отметила Юлия Тупицина. – Люди приходили на сделки целыми цехами, рабочими коллективами!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах