Чтобы успешно развиваться, нужно кооперироваться и обучать будущих работников сразу на производстве. К таким выводам пришли эксперты в ходе круглого стола в «АиФ-Челябинск» в преддверии Дня машиностроителя.
Гранты и нацпроекты
Челябинская область - один из ключевых центров российского машиностроения. В промышленном комплексе региона эта отрасль, на которую приходится почти 20% от общего объема всех обрабатывающих производств, занимает второе место после металлургии (56,8%). Сегодня на Южном Урале насчитывается более 100 машиностроительных предприятий, на них занято около 100 тысяч человек. К машиностроителям относятся производители не только машин, транспортных средств и полуприцепов, но и станков, бытовой техники, электронного и оптического оборудования.
«Мы все понимаем, что условия, в которых работают сегодня предприятия, мягко говоря, непростые, - констатировал факт первый заместитель министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Илья Клюшин. - Предварительные подсчёты за семь месяцев этого года показывают небольшое, вполне обоснованное, снижение общего индекса промышленного производства. Тем не менее, в отрасли уже несколько лет наблюдается устойчивый рост, бизнес оперативно реагирует на внешние изменения. Предприятия продолжают реализовывать инвестпроекты, а мы со своей стороны всячески им в этом содействуем, внедряя меры поддержки, субсидии, налоговые преференции и т.д.».
По его словам, южноуральские производители активно пользуются мерами поддержки, как финансовыми, так и не финансовыми. Основным инструментом, как и прежде, остаются льготные займы регионального Фонда развития промышленности (ФРП). По различным программам предприятия могут получить от 5 до 100 млн рублей на срок до 5 лет по ставке от 1 до 5%. Сумма займов по совместным программам с федеральным ФРП составляет от 20 до 200 млн рублей. Они выдаются также максимум на 5 лет по ставке от 3 до 5% годовых. Кроме того, в арсенале челябинских Минпрома и ФРП есть и невозвратные финансовые инструменты - субсидии и гранты.

«Если говорить о невозвратных мерах поддержки областного Минпрома – это компенсации на первоначальный взнос по лизингу и на приобретение нового оборудования, – заметил Илья Клюшин. - На это можно получить до 20 млн рублей, но не более 50% от понесенных затрат. Региональный ФРП реализует три грантовых программы, возмещая проценты по лизингу, затраты по проведённым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и на реализацию совместных кластерных проектов. Интерес предприятий к ним, особенно к грантам на НИОКР, растёт год от года. Так, в этом году на данную меру поддержки мы получили заявок на общую сумму более 200 млн рублей при лимите в 100 млн».
Практически все крупные машиностроительные предприятия Челябинской области прошли через национальный проект «Производительность труда». В 2025 году в формате федерального проекта он стал частью масштабного нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». На Южном Урале из 200 его участников 73 относятся к сфере машиностроения. В ходе оптимизации производственных процессов с помощью экспертов Федерального и Регионального центров компетенций (ФЦК и РЦК) они увеличили выработку в среднем на 43% и ускорили время выпуска продукции на 33%. Для участия в проекте нужно оставить заявку на ИТ-платформе производительность.рф
Сегодня на Южном Урале насчитывается более 100 машиностроительных предприятий и на них занято порядка 100 тыс. человек.
Между ростом и стагнацией
Важной составляющей успешного развития отрасли эксперты считают включение предприятий в кооперационные цепочки, объединяющие крупных производителей с компаниями малого и среднего бизнеса.

«Залог развития предприятий в нынешних реалиях – участие в кооперационных цепочках, - заявил руководитель аппарата Челябинского отделения «Союза машиностроителей России» Сергей Кашигин. - Мы проводим мероприятия на развитие кооперационных связей с другими регионами РФ. В этом году совершили уже семь поездок, в том числе в Узбекистан и Белоруссию. В каждой поездке посещаем 4-5 предприятий и привозим если не контракт, то как минимум намерение о сотрудничестве. Факторами, сдерживающими развитие машиностроения, остаются высокая ключевая ставка, дефицит кадров и ситуация с утилизационным сбором. Некоторые производители заявляют о недоступности необходимых компонентов, запчастей, станков, оборудования».

«Хотелось бы развернуть кооперационную цепочку, - продолжил тему объединения МСП с крупными производителями директор по стратегическому и инновационному развитию НПО «Электромашина» Леонид Зелепухин. – Вокруг нас сегодня много МСП, мы их активно притягиваем. В нашем технопарке сегодня работают 6 резидентов, которые за последние три года вдвое увеличили штат и в 4 раза свою выручку. Заявок много, не хватает только производственных мощностей и площадей, чтобы разместить всех желающих. Поэтому сегодня для обеспечения спроса Технопарк ЗЭМ разрабатывает проект, соответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в рамках которого планируется строительство 8 универсальных цехов общей площадью более 4 000 квадратных метров. Площадка будет создана как раз под МСП, которых мы сможем загружать заказами и с которыми сможем также обменивать компетенциями. Уверен, это станет серьёзным вкладом в развитие машиностроения».
«Если трезво оценивать реалии российского машиностроения, то мы находимся между ростом и стагнацией, - поделился мнением эксперт комитета по промышленности ЧОО «Опора России» Павел Золотов. - Темпы роста промышленности по стране снизились с 8,5% в 2024 году до 3-4% в 2025. В нашей области, конечно, всё лучше, благодаря ориентации на госзаказ и ВПК, импортозамещению в металлургии, логистическому преимуществу и концентрации промышленных предприятий. Но если заглянуть «под воду», где живет МСП, то здесь замедление чувствуется по-другому. Крупные клиенты заказывают теперь не производство нового оборудования на 100 млн, а ремонт старого на 10 млн. В итоге выручка компаний и ритмичность притока платежей падают. Но накладные расходы так быстро падать не могут, поэтому возникает кассовый разрыв, в конечном результате ведущий к задержкам платежей и банкротству производственных компаний».
«Скорость манной каши»
Эксперт также назвал нынешние кредиты дорогими, а поддержку точечной, поскольку на неё могут рассчитывать только высокотехнологичные проекты. Он предложил сменить логику поддержки – поощрять не отдельных «чемпионов», а цепочки кооперации во главе с крупными заводами. Также необходима программа рефинансирования кредитов для МСП под конкретный портфель заказов, а не под залог имущества, которого у малого бизнеса часто нет.

«Мы вроде бы движемся вперёд, но со скоростью манной каши, - посетовал Павел Золотов. – Выживают 2-3 компании из 10. В технопарке, где у нас производственные площади, за последние месяцы съехали 4-5 компаний, которые работали по соседству. Мы понимаем: страна в непростой ситуации, мы сидим здесь, а кто-то в окопах, поэтому спасибо и за такое движение».
На некоторую недоступность мер поддержки указала исполнительный директор ООО «Крановые технологии» Ирина Казанцева. Отметим, что сегодня завод выпускает до 200 башенных кранов и является единственным отечественным производителем башенных кранов.

«При этом мы не можем получить меры господдержки, которые в сегодняшних реалиях играют ключевую роль, - рассказала эксперт. - Нам приходится конкурировать с китайскими производителями, которые со своей стороны пользуются и мерами господдержки, и субсидиями, и льготным кредитованием. Мы платим зарплаты, налоги, повышаем качество продукции, вкладываемся в развитие и обучение персонала. Понятно, что таким образом растут наши расходы на себестоимость продукции. Мы обратились в Минпромторг РФ с предложением ввести утилизационный сбор для башенных кранов по аналогии с утилизационным сбором на автомобили. Мы разработали механизм для внедрения этого сбора, рассчитали экономический эффект для государства, представили инициативу в региональный минпром и сейчас как раз ждём обратной связи».
«Челябинская Машиностроительная Компания» в 2019 году выпустила 50 грейдеров, в 2020-м – 30, в 21-ом – 18, за 2022-2023 годы – всего 22, в 2024 и 2025 – по 5.
«Упал спрос, - прокомментировал директор предприятия Евгений Бычкунов. – Кроме того, у нас впереди судебные разборки: в 2022 году мы добились субсидии у минпромторга – 90 млн рублей. Но сегодня 60 из них нас просят вернуть, потому что мы не выполнили план, который был заявлен».

Люди на вес золота
Эксперты обратили внимание на подготовку квалифицированных кадров, потребность в которых на предприятиях по-прежнему велика. Выходом, по мнению экспертов, могло бы стать создание «корпоративных университетов» на базе крупных промышленных предприятий, которые готовили бы специалистов в условиях реальных производств под их конкретные задачи.
«У нас налицо разрыв поколений, разрыв между старыми кадрами и новыми реалиями, ведь кроме специалистов-конструкторов и других специалистов, требуются работники с цифровыми навыками (CAD/CAM, ЧПУ, ИИ), а это уже новый опыт, а не опыт прошлой технологической эпохи. То есть сейчас проблема даже не столько в количестве специалистов, сколько в их качестве, - подчеркнул Павел Золотов. – Люди словно в розовых очках: переработки на производстве или разговоры на повышенных тонах воспринимаются как повод уйти. И вложенные в этого специалиста время и средства брошены на ветер. В вузах и ссузах сегодня разрабатываются новые программы подготовки кадров, так что будем надеяться на лучшее. А вообще было бы здорово запустить на базе каждого крупного завода «корпоративный университет»!»
На стыке 2023-2024 годов в ЮУрГУ появилось новое структурное подразделение – Передовая инженерная школа, которая реализует программу опережающей подготовки инженеров для южноуральских промпредприятий.
«Классический инженер приходит на предприятия, но, увы, не обладает тем набором качеств и компетенций, которые ему позволили бы без всякой адаптации влиться в работу, - говорит директор школы Сергей Таран. - К тому же задачи, связанные с импортозамещением и технологическим лидерством, требуют инновационных знаний и понимания, куда развивается отрасль, какой будут техника и оборудование через год-два-три. Предприятия, заинтересованные в новых кадрах, должны интегрироваться в образовательный процесс и участвовать в профориентации школьников. Ведь современные дети не особо стремятся к инженерному образованию, математика и физика им кажутся предметами неподъёмными, сложными, поэтому они предпочитают социально-гуманитарные направления. Нужно менять формат подготовки инженеров - создавать специальные образовательные пространства, стажировать студентов на заводах, прикреплять к ним наставников буквально с первого курса. Фактически мы возвращаемся к тем наработкам и стандартам, которые были в советское время».

«Чтобы ситуация с кадрами кардинально изменилась, надо отменять платное образование! – заявил напоследок Евгений Бычкунов. - Тогда молодёжь будет учиться по призванию!»
Жильё по спецпрограмме
Для сотрудников машиностроительных предприятий в Челябинской области работает специальная программа по приобретению жилья.
«Мы предлагаем скидку 2% для сотрудников крупных военно-промышленных комплексов (ВПК) и предприятий Челябинской области, – прокомментировала руководитель отдела продаж ЖК «Симфония» Юлия Тупицина. – Каждый желающий может приобрести квартиру в строящемся комплексе «Симфония», а также в ЖК «Западный луч».

Напомним, что этим летом «Симфония» подтвердила статус одного из наиболее востребованных ЖК. Комплекс расположился в Советском районе, рядом с городским бором и Шершнёвским водохранилищем. Первая очередь ЖК почти распродана: 81% квартир уже нашли своих владельцев. Сейчас идут продажи второй очереди, так что ещё есть возможность выбрать понравившуюся планировку по выгодной цене.
Жилой комплекс «Западный луч» – современное жилое пространство с продуманными планировками. Он расположен в самом сердце Челябинска и окружен всеми необходимыми удобствами: магазины, школы, парки и многое другое буквально у порога. Также неоспоримой отличительной чертой «Западного луча» считается отличная транспортная доступность: отсюда можно легко и быстро добраться до любой точки города.
«Желающим группам и рабочим коллективам готовы организовывать презентации. За предыдущий год спецпрограмма для сотрудников ВПК была очень востребована, – отметила Юлия Тупицина. – Люди приходили на сделки целыми цехами, рабочими коллективами!»
Владимир Путин ознакомился с новым цехом машиностроительной продукции ММК
Укрощают и украшают. Почему женщина в машиностроении – залог успеха?
«Ещё много чего нужно!» Южноуральские машиностроители о ситуации в отрасли
Наметился подъём. Машиностроение на Южном Урале набирает обороты
Найти и удержать. Челябинские машиностроители о решении кадрового вопроса