Много лет мы говорили о том, как стагнирует машиностроительная отрасль, и о том, что предприятия пытаются искать новые ниши. И вот, наконец, ситуация в корне изменилась.
Продажи продукции южноуральских машиностроителей в 2023 году выросли на треть. Реагируя на спрос, предприятия в короткие сроки скорректировали темпы, номенклатуру и объемы выпускаемой продукции. Многие перешли на работу в две и три смены.
Есть поводы для гордости
По данным минпрома Челябинской области, за первые семь месяцев года объем отгруженных товаров в отрасли составил 181,1 млрд рублей, это на 37,6% выше аналогичного периода 2022 года. Ощутимее всего выросли производство электронных и оптических изделий (на 48,9%) и производство транспортных средств и оборудования (на 46,6%).
Накануне Дня машиностроителя, который отмечается в последнее воскресенье сентября, представители профильных органов региональной власти, общественных объединений и предприятий отрасли обсудили положение дел.
«Машиностроение наряду с металлургией является локомотивом Челябинской области. Я бы назвал ситуацию в отрасли не просто стабильной, а стабильно растущей, — заявил министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов региона Павел Рыжий. — Причиной тому и уход с отечественного рынка множества зарубежных машиностроительных компаний и их комплектаторов, и рост гособоронзаказа. В итоге практически по всем группировкам, относящимся к машиностроению, мы видим такой высокий рост, какого не отмечалось в последние годы. В Магнитогорске группа предприятий реализует производство валков, только федерального финансирования сюда привлечено уже более 10 млрд руб. Мы видим гигантский скачок в развитии автомобильного завода „Урал“: заложен новый сборочный конвейер, предприятие дало огромный рост как с точки зрения количества, так и с точки зрения качества техники. Компания „Андроидная техника“ активно развивает производство прицепов и полуприцепов. Усть-катавский вагоностроительный завод увеличил выпуск трамваев, появились и новые троллейбусы благодаря запуску завода городского электрического транспорта в Челябинске. К концу года будут сделаны первые шаги по созданию завода промышленных роботов-манипуляторов на базе одной из площадок Челябинского кузнечно-прессового завода. В регионе также реализуется ряд других стратегически важных проектов».
Тренд на уверенный рост в южноуральском машиностроении доказывают цифры. Так, в январе-июле 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс промышленного производства в выпуске машин и оборудования составил 112,7%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 116,2%, в производстве электронных и оптических изделий — 148,9%, в производстве прочих транспортных средств и оборудования — 146,6%. В целом на долю машиностроения в структуре обрабатывающих производств области приходится 13,5%.
Помогут большим и малым
«Чтобы сохранить эту тенденцию, мы не просто встраиваем наши предприятия в федеральные механизмы господдержки, но и разрабатываем свои региональные, — добавил Павел Рыжий. — Причём очень часто оказываемся первыми в стране. Так было с региональной промышленной ипотекой, с компенсацией затрат на НИОКРы, и сейчас у нас в разработке несколько новых программ».
Машиностроителям по-прежнему доступны льготные займы Фонда развития промышленности, а также невозвратные субсидии и гранты. У регионального ФРП сегодня семь собственных программ, причём сохраняется ставка займов под 1% годовых, несмотря на изменение ключевой ставки ЦБ. Есть специальные программы по стимулированию НИОКРов и программы для участников промышленных кластеров.
«Всё востребованнее становится нацпроект „Производительность труда“, — отметил директор ФРП Челябинской области Сергей Казаков. — Участником проекта может стать предприятие с годовым оборотом 400 млн руб. без НДС. Да, для некоторых предприятий это слишком высокая планка. Поэтому в 2024 году заработает региональная программа по повышению производительности труда для промпредприятий с оборотом от 90 до 400 млн рублей. Кроме того, в октябре планируем запуск новой программы льготного заёмного финансирования, направленной на развитие кооперации малых компаний с крупным бизнесом. Зачастую крупный бизнес дает заказ субъектам МСП, с которым они не могут справиться в силу нехватки мощностей. Мы в этом поможем, предоставим „малышам“ льготные займы на модернизацию производства, покупку оборудования. Но в свою очередь крупный заказчик в рамках программы должен будет гарантировать малому предприятию заказ минимум на три года».
Заказов много, а людей?
Сегодня в машиностроении заняты около 75 тысяч южноуральцев. Год назад эта цифра была меньше — 53 тыс. Однако жалобы на катастрофический дефицит кадров не стихают.
«Мы сталкиваемся с проблемой кадрового голода каждый день, — признался пресс-секретарь автозавода „Урал“ Стиллиан Григориади. — Ежедневно и ежемесячно проводим профориентационные мероприятия, постоянно повышаем квалификацию персонала. Сегодня у нас работает 7 500 человек, год назад было на 1000 меньше. При этом заводу нужна ещё 1000 сотрудников. Количество заказов растёт, к концу этого года мы должны поставить более 15 тыс. единиц техники».
Челябинский завод геологического машиностроения за 8 месяцев текущего года выпустил и продал на 60% больше буровых установок, чем за аналогичный период прошлого года. Ввиду колоссального спроса на продукцию, руководство также отмечает высокую загруженность и кадровый вопрос.
«За последний год наш коллектив прирос на 20-25%, но потребность в два раза больше, — рассказал коммерческий директор ООО „ЧЗГМ“ (Челябинский завод геологического машиностроения Антон Федосеев. — Требуются сварщики, слесари-сборщики, гидравлики, инженеры, конструкторы. Ездим в техникумы и колледжи, приглашаем учащихся к нам на практику. Но если с кадрами мы ещё худо-бедно справляемся, с заменой комплектующих тоже, то с дефицитом техники никак. Это наша главная боль».
Челябинскому заводу городского электрического транспорта тоже нужны конструкторы, слесари и сварщики.
«Предприятие у нас молодое, поэтому и ставки делаем на молодёжь, — говорит директор Челябинского завода городского электрического транспорта Олег Францев. — Мы отдаём себе отчёт, что опытные работники давно заняты на других предприятиях. Зато повсеместно говорят о том, что им некем заменить пенсионеров, которые вот-вот уйдут на заслуженный отдых, а у нас ближайший пенсионный возраст сотрудников — только через лет 15. Конечно, кадровый голод замедляет темпы производства. Мы должны выпускать по 350 машин в год! Первые 10 троллейбусов уже работают на улицах Челябинска. Сейчас заняты производством электробусов. Это экологичный вид общественного транспорта, поэтому спрос на него огромный, и к нам уже поступали запросы из разных городов страны».
«Многие компании удваивают и утраивают обороты. Но тренд такой, что зарабатывают сейчас не те, у кого есть заказы, а те, у кого есть люди для их выполнения. Людей не хватает. Возникает вопрос: почему мы откуда-то людей привозим, а своими не занимаемся? По-моему, уже назрела необходимость в институте профориентации людей с низким социальным статусом. Их нужно брать в оборот! По нашим подсчетам, таких граждан порядка 10 млн в стране!» — говорит председатель комитета по промышленности ЧОО «ОПОРА РОССИИ» Павел Золотов.
Об инновациях и импортозамещении
Спрос на продукцию южноуральских машиностроительных предприятий действительно беспрецедентный. Оно и понятно: в работе сплошные инновации. Так, в ближайшее время на челябинском радиозаводе «Полёт» планируется запустить серийное производство антидронового электромагнитного ружья. Оно будет создано для защиты промышленных предприятий, госучреждений и др. от беспилотных летательных аппаратов, поскольку будет определять потенциальную опасность и работать на её подавление. Сейчас идёт опытно-конструкторская работа, создаются первые образцы.
Производитель башенных кранов ГК «Крановые технологии» (бренд GIRAFFE) за последние полтора года смог заместить иностранных поставщиков, ушедших из страны. Осенью 2022 года на полигоне завода был испытан первый опытный образец с альтернативными комплектующими. Сейчас этот кран успешно эксплуатируется на одной из строек.
«Вообще с 2010 года нами разработано 30 новых моделей кранов, в том числе уникальные проекты кранов для сейсмически активных регионов и спецобъектов, — сообщил директор по качеству ГК Giraffe Антон Шевченко. — Строительство в стране идёт, поэтому загруженность высокая. Но прогнозировать ситуацию на несколько лет вперед всё-таки сложно. Мы планируем работу на год. В этом году выросла себестоимость наших кранов из-за того, что курсовые разницы высокие. Развитие бизнеса сильно затрудняют текущие ставки, рост цен на сырье и материалы. К тому же видим нарастание проблемы неплатежей со стороны заказчиков. Это больше связано с регулированием и длительным оформлением документов, тем не менее, временной промежуток между тем, как ты закончил работу и получил деньги, увеличивается».
«Мы понимаем, что сейчас для предприятий время больших возможностей, но при этом у них возникает множество сопутствующих вопросов. Союз Машиностроителей готов помогать в их решении. Работаем в тесной связке с региональным Минпромом и ФРП. По просьбам руководителей южноуральских заводов регулярно проводим совещания по острым темам. Например, недавно организовали встречу с миграционной службой по вопросу трудоустройства мигрантов, а также совещание с начальником областного управления по труду и занятости. Еще одна наша миссия — популяризация инженерных профессий. Для этого регулярно проводим всероссийские акции по ранней профориентации школьников и студентов», — отметил руководитель аппарата ЧРО «Союз машиностроителей России» Сергей Кашигин.