Одна из главных задач отечественного машиностроения — обеспечить производство квалифицированными специалистами. Как сегодня обстоит ситуация с кадрами в машиностроении и ОПК? Каких специалистов не хватает? Об этом шла речь в пресс-центре «АиФ-Челябинск».
Выпускников мало
«Жизнь меняется, каждая развитая страна ставит своей целью достичь технологического суверенитета. Промышленность сегодня развивается ускоренными темпами. У нас острая потребность в кадрах возникла с увеличением гособоронзаказа, — сообщила руководитель службы кадрового администрирования и развития персонала АО НПО Электромашина Наталья Ферсович. — За последний год количество основных производственных рабочих у нас увеличилось на 78%. Не хватало станочников — токарей и фрезеровщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ, но больше всего монтажников радиоэлектронной аппаратуры. В нашем городе только одно учебное заведение — челябинский радиотехникум — готовит специалистов этого направления, но у нас потребность гораздо выше, чем количество их выпускников. Поэтому стали решать проблему сами. Привлекали людей, обучали в собственном лицензированном учебном центре, платили им стипендию в период обучения, а затем трудоустраивали. Сейчас мы практически укомплектовались по перечисленным профессиям, но сохраняется дефицит станочников — токарей и фрезеровщиков. Этот курс есть в наших колледжах и техникумах, но там готовят токарей и фрезеровщиков на станках с ЧПУ, а нам нужны именно универсалы — люди, которые работают на универсальных станках».
«В Челябинской области на сегодняшний день беспрецедентно низкий уровень безработицы, — продолжил тему директор по персоналу ООО „ЧТЗ-УРАЛТРАК“ Николай Яковлев. — За последний год наш трудовой коллектив пополнился на 950 человек и ещё 300 человек необходимо. При этом по основным производственным рабочим мы увеличили численность вдвое! Нам тоже нужны токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики».
Полтора года назад на средний возраст работников на предприятии составлял 51 год, теперь — 46. Завод омолодился, но всё равно остаётся «взрослым предприятием», поскольку на нём всё ещё трудится много людей старше 65 лет. На «Электромашине» коллектив более молодой, здесь средний возраст работников — 42 года. 37% из них — молодые люди в возрасте 35 лет.
Чем привлечь кадры?
«Молодёжь сейчас идёт активно на рабочие профессии, — отметила Наталья Ферсович. — Конечно, в первую очередь идут за зарплатой, у нас она достаточно высокая: в июле основные производственные рабочие получали в среднем 98 тыс. рублей. Добавлю, что средняя зарплата по предприятию — 89 тыс. руб., а средняя зарплата по Челябинской области по обрабатывающим производствам в минувшем мае составляла 72 тыс. руб. На производственном предприятии можно сделать карьеру и развиться не только по горизонтали, получив высокую квалификацию, но и по вертикали».
«Достойная заработная плата, стабильность, возможность развития, хорошие условия труда и коллектив, — это то, на чем и следует строить систему управления персоналом, — рассуждает Николай Яковлев. — Да, зарплата должна быть выше рыночной, чтобы люди понимали, ради чего они ходят на работу. Мы вкладываем серьёзные деньги в улучшение условий труда, оборудуем комнаты приёма пищи, столовые, душевые, раздевалки... Казалось бы мелочи, но они важны для работника. Стали вкладывать больше средств в переоборудование и переоснащение производства. Кроме техперевооружения, уделяем внимание внедрению инструментов бережливого производства. Также поддерживаем необходимый уровень охраны и безопасности труда».
«Мы сейчас активно внедряем программу „Качественное современное жилье по доступной цене“, она как раз направлена на обеспечение жильем сотрудников организаций ОПК на льготных условиях, — рассказала руководитель ипотечного центра ПСБ в Челябинске Екатерина Богатырёва. — Суть проекта заключается в обеспечении сотрудников предприятий ОПК жильем по ценам ниже рыночных через механизмы банковского финансирования строительства в рамках 214-ФЗ с использованием различных инструментов снижения себестоимости строительства. Благодаря взаимодействию банка, предприятия-работодателя и застройщика себестоимость строительства жилья, а соответственно и стоимость квартиры для покупателя, существенно снижается. Скидка относительно текущих рыночных цен на недвижимость может достигать 40%. Это эффективный механизм для удержания сотрудников и привлечения новых ценных кадров. Любой работник охотнее будет смотреть в сторону работодателя, который готов поддержать его в решении жилищного вопроса. А работодателя, предоставляющего доступное жилье, это характеризует как социально ответственного, ценящего своих сотрудников».
ПСБ как опорный банк ОПК сегодня обслуживает не только оборонные предприятия, но и десятки тысяч их сотрудников, участвует в формировании отраслевых программ мотивации, предлагает работодателям такие финансовые инструменты, которые позволяют им существенно расширить социальный пакет и финансовые гарантии для своих сотрудников. Банк уделяет особое внимание разработке комплексных предложений, которые могут стать основой для развития кадрового потенциала оборонного сектора. Одно из них — зарплатная карта. Работнику, который получает зарплату на карту ПСБ, доступны специальные условия по вкладам и кредитам, льготы, бонусы, удобные опции и бесплатные сервисы.
На сегодняшний день в портфеле ПСБ более 30 совместных проектов с предприятиями ОПК в области жилищного строительства в разных городах. В Челябинской области в числе первых была начата работа с НПО «Электромашина» — на ИННОПРОМ-2023 банк заключил с предприятием соглашение, по условиям которого он примет участие в проектах по обеспечению работников доступным и комфортным жильем, в том числе с использованием специализированных ипотечных продуктов и индивидуальных условий зарплатного проекта.
Сформировать интерес
Эксперты отмечают, что за год престиж рабочих и инженерных специальностей резко вырос.
«С каждым годом всё больше ребят в нашей области, да и во всей стране, после окончания 9-го класса выбирают обучение в колледжах, идут получать среднее профессиональное образование, — поделилась информацией руководитель департамента по стратегической работе с абитуриентами ЮУрГУ, член регионального совета «Союза Машиностроителей» Юлия Болотина. — Сегодня это примерно 60-65% девятиклассников. Да и после 11-го класса многие хотят сначала получить СПО, а потом уже идут за высшим образованием, чтобы построить карьеру. Нынешних абитуриентов интересует проектирование ракет, авиастроение, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, конструирование и технология электронных средств, автоматизация производства.
Она порекомендовала предприятиям ещё активнее включаться в программу «Профессионалитет»: симбиоз предприятий и учреждений СПО жизненно необходим для формирования интереса у молодёжи к рабочим и инженерным специальностям. Сами предприятия возлагают большие надежды на программу «Профессионалитет».
«С этого года „Электромашина“ — партнер программы, — говорит Наталья Ферсович. — Мы входим в кластер „Радиоэлектроника“, по нашему заказу челябинский радиотехникум готовит для нас монтажников радиоэлектронной аппаратуры, специалистов по ремонту и техническому обслуживанию электронных устройств. Мы также участвуем в разработке программ обучения, на нашем предприятия педагоги из радиотехникума проходят курсы повышения квалификации, часть сотрудников „Электромашины“ преподают в техникуме сами».
В прошлом году, когда на предприятии возникла потребность в кадрах, учащиеся техникума с 4 и 5 курсов проходили здесь производственную практику, помогая в выполнении гособоронзаказа. Многие продолжают трудиться на предприятии до сих пор.
«Сегодня машиностроительные и оборонные предприятия всеми доступными способами решают свои кадровые задачи, — резюмировал замруководителя аппарата ЧРО „Союза машиностроителей России“ Алексей Титаев. — Активно рекламируют свою продукцию, мы это видим на выставках и форумах. На начальном этапе, чтобы привлечь новых сотрудников, руководители предприятий поднимали зарплаты, но заниматься этим бесконечно невозможно. Поэтому сегодня в приоритете уже другие механизмы привлечения кадров — участие в решении самых разных жизненных вопросов, в том числе помощь с ипотекой и улучшением жилищных условий. Радует, что заводы сегодня плотно взялись за профориентационную работу, стали ходить по школам и колледжам, приглашать молодёжь на экскурсии по предприятиям. Ведь те ребята, которые уже съездили на современный завод и посмотрели, что он сегодня собой представляет, понимают: на таких предприятиях хочется работать. Более того, это престижно!»