Примерное время чтения: 9 минут
148

Работа только начинается. Машиностроители о кадрах и конкуренции с Китаем

В Челябинской области около 50 крупных машиностроительных предприятий. Ещё 1,5 тыс. предприятий так или иначе связаны с отраслью. Всего в машиностроительном секторе работают более 53 тыс. южноуральцев.
В Челябинской области около 50 крупных машиностроительных предприятий. Ещё 1,5 тыс. предприятий так или иначе связаны с отраслью. Всего в машиностроительном секторе работают более 53 тыс. южноуральцев. pixabay.com

Южноуральские машиностроители отмечают небольшой спад производства с начала года. Однако большинство оптимистично заявляет: геополитические события и западные санкции стали мощным толчком для развития.

Спад нас не коснётся?

«Мы перевыполняем поставленные в начале года планы, потому что постоянно растёт спрос на гражданскую продукцию, - признался директор по стратегическому и инновационному развитию АО «НПО» Электромашина Леонид Зелепухин. – Импортные компании ушли с рынка, появился повод увеличить производительность. Например, мы в этом году начали поставлять Усть-Катавскому вагоностроительному заводу наши двигатели. На следующий год уже заключены контракты на 400 двигателей, это очень крупный заказ, на который мы даже не рассчитывали».

«Усть-Катавский завод сам получил большой заказ и до конца года выпустит более 160 трамвайных вагонов, - подтвердил министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий. – ЧТЗ, «ДСТ-Урал», «Электромашина» - наши машиностроительные предприятия сейчас очень активно развиваются. Европейские бренды уходят и нужно предлагать альтернативу их продукции. В Троицке стали делать специфическую технику для ремонта железнодорожных путей, «Конар» вышел на производство продукции для судовой отрасли. Работы хоть отбавляй, автозавод «Урал» срочно нанимает 500 новых сотрудников».

В июне эксперты федерального агентства «РИА Рейтинг» проанализировали общие тренды развития машиностроения и пришли к выводу, что производство выросло в первом квартале 2022 года, но резко снизилось в марте, а к концу года неизбежно ещё большее падение.

«Мы не согласны с этим прогнозом, - заявил Павел Рыжий. – Да, в августе в машиностроительном секторе региона была просадка 3%, но мы надеемся, что она не увеличится».

Три главные проблемы

Правда, не все разделяют позитивный настрой. В этом году российский рынок покинула немецкая машиностроительная компания Liebherr, краны которой работали на большинстве российских строек. Нязепетровский завод – единственный в России, выпускающий башенные краны. Казалось бы, перед ним должны были открыться новые горизонты.

«У нас мало госзаказов, любые волнения на рынке сказываются на наших объёмах, - констатировал факт директор по качеству ГК GiraFFe (в ГК входит нязепетровский завод ООО «Крановые технологии» - Прим.ред.) Антон Шевченко. - За первое полугодие есть снижение на 4%. Это ещё хорошо, потому что по всей стране производство башенных кранов упало примерно на 40%. В прошлом году мы наблюдали значительный рост и рассчитывали, что он продолжится. Мы регулярно обращаемся в Минстрой по поводу выполнения постановления Правительства РФ, регулирующего долю закупки отечественной техники на госстройках. Это постановление все игнорируют, предпочитая дешёвых китайских производителей. А мы, между прочим, за последние 10 лет выпустили 30 новых моделей кранов!»

Безуспешную конкуренцию с Китаем отмечают и на других предприятиях.

«Мы выпускаем не только продукцию для оборонного комплекса, есть и гражданская – бытовые плиты «Мечта», радиаторы «Термал», профиль, - рассказала директор по гражданской продукции АО «Златмаш» Вера Кузнецова. - В этом году спрос на гражданскую продукцию упал, потому что на рынок с аналогичным товаром пришел Китай. Качество у него ниже, но, увы, сегодня потребитель больше смотрит на цену».

Другой головной болью машиностроительного сектора в текущих макроэкономических условиях является дефицит импортных комплектующих.

«Мы используем гидравлические насосы высокого давления, вакуумные насосы, которые производились и поставлялись нам из недружественных стран, - сообщил коммерческий директор ООО «Челябинский машиностроительный завод» Константин Волокитин. - Ищем варианты, но не находим. Остаётся одно – учиться делать эти комплектующие самим. Дожидаться пока в России появится производитель, - это долго».

«Раньше все покупали высокоточный инструмент в Швейцарии, теперь его брать просто негде, - посетовала гендиректор ООО «РТС», представитель ЧРО «Союз Машиностроителей России» Марина Белозерцева. – Мы делаем металлорежущий инструмент, но это такой мизер в масштабах страны! Одним нам не справиться, а под разные программы мы не подходим, потому что предприятие маленькое».

Кроме того, всем не хватает грамотных специалистов.

«Нет инженеров, рабочих, с конструкторами просто беда! – пожаловался Волокитин. – Ищем людей месяцами. Бывает, кого-то берём и ошибаемся. Завод у нас молодой, работает с 2011 года, но у нас уже 350 сотрудников и миллиардный оборот. В апреле и августе этого года мы достигли лучших показателей за всю историю своего существования. Люди нужны, делать нечего, растим специалистов прямо на местах, берём на практику студентов колледжей и техникумов».

Навели порядок – получили прибыль

Заставить молодёжь поголовно идти учиться на инженеров государство не может. Ограничить ввоз продукции из КНР – тоже. Пытается помогать иначе. Так, в этом году расширился список мер господдержки.

«Изначально мы только предоставляли промпредприятиям дешёвые длинные деньги для техперевооружения, для организации производства, - рассказал директор ОГАУ «Государственный Фонд развития промышленности Челябинской области» Сергей Казаков. - С этого года возобновлено невозвратное финансирование в виде грантов, запущена программа по поддержке предприятий, реализующих научно-исследовательские и конструкторские разработки. Это стимулирует заводы вкладывать силы и средства в науку, развитие технологий. Второе, чего раньше не было, - финансирование оборотных средств. Мы компенсируем часть затрат предприятиям, которые берут кредиты в банках на оборотные средства. Кроме того, теперь можно получить заёмные средства под 1% годовых на модернизацию производства, причем по упрощённой схеме, то есть от подачи заявки до получения средств – пара недель. В этом году получим более 5 млрд рублей на модернизацию производств и из федерального бюджета».

Он подчеркнул роль нацпроекта «Производительность труда» в развитии машиностроительного сектора. В проекте участвует сотня предприятий региона, и половина из них - машиностроительные. Помощь заключается не в предоставлении финансовых средств, а в поддержке знаниями, экспертизой, компетенциями. Приобретение новых знаний оборачивается прибылью.

«Завод по производству стальных шаровых кранов и отводов «АЛСО» оценил эффект от внедрения инструмента бережливого производства в 30 млн рублей ежемесячно, - делится примерами Сергей Казаков. - Другое предприятие, производящее автоприцепы, практически удвоило обороты, увеличив свои мощности. Третье сократило процесс выполнения изделия с 24 дней до трёх. И это всё без инвестиций в производства. Просто навели порядок на рабочих местах и в головах!»

Точка зрения

Павел Золотов, председатель комитета по промышленности ЧОО «ОПОРА РОССИИ»:

- Сегодня поддержку получают в основном крупный и средний бизнес. Значительная часть малого бизнеса (90% субъектов) не задействована. А между тем в Челябинской области насчитывается порядка 137 тыс. субъектов микробизнеса, у каждого в среднем по три человека занятых, которых они кормят. То есть это как минимум 440 тыс. южноуральцев! Поэтому я считаю, что все виды поддержки крупного бизнеса должны способствовать развитию и кооперации со средним и малым. Такое развитие сегодня возможно только на каких-то очерченных юридических территориях, типа «особые экономические зоны», технопарки, экосистемы. Но пока такие экосистемы либо отсутствуют, либо работают по карикатурному принципу исполнения заказов для вышестоящих субъектов, т.е. де-юре технопарк есть, а де-факто это скопление производств в одном месте. Индустриализация производства машиностроительной продукции у нас ещё не начиналась!

Что касается решения кадрового вопроса, то выхода два. Первый - переманивать специалистов из других регионов и стран. Второй - профориентирование, это медленно, но верно. Нужно работать с выпускниками и их родителями, возрождать кружки авиамоделирования и всё то прочее, что было в Советском Союзе.

Взгляд изнутри

Владимир Андрющенко, директор ООО «ТРАКТОР»:

- Меры господдержки – это хорошо. Но гораздо лучше было бы просто уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, снизить количество налогов. Мы заплатили в федеральную казну 44 млн налогов, плюс государственные сборы на 38 млн. Малые предприятия от налогов вообще банкротятся, разоряются. Радует хотя бы то, что появились препоны для поставки продукции из европейских стран. Нам благодаря проблемам с поставками из Польши удалось нарастить выпуск своей сельхозпродукции и даже достигнуть роста в пределах 1%.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах