Примерное время чтения: 7 минут
145

Чтобы из региона не уезжали

Не так давно Челябинск принимал рабочую группу по подготовке заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Тогда губернатор напомнил, что люди ждут конкретных решений по улучшению экологической ситуации.
Не так давно Челябинск принимал рабочую группу по подготовке заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Тогда губернатор напомнил, что люди ждут конкретных решений по улучшению экологической ситуации. Правительство Челябинской области

2017 год в России объявлен Годом экологии. Для Южного Урала вопросы охраны окружающей среды всегда были одними из самых актуальных.

Когда закроют челябинскую городскую свалку и как будет работать в регионе новая схема обращения с твёрдыми бытовыми отходами? Изменится ли наконец количество вредных выбросов? Можно ли улучшить качество воды в Аргазинском водохранилище? Сколько денег может получить область на реализацию экологических программ?

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Ирину ГЛАДКОВУ, министра экологии Челябинской области.

Полигон вместо свалки

- Челябинцы, да и жители других южноуральских городов, неоднократно поднимали тему твёрдых бытовых отходов (ТБО). Планирует ли правительство в ближайшее время предпринять какие-то меры для решения этой проблемы?

Ирина Гладкова- Проблема ТБО значима и для нашей области, и для других регионов. Здесь необходимо пояснить, что вышел новый федеральный закон, который расширяет для регионов степень ответственности и схему финансирования. Так, каждый регион должен выработать территориальную схему обращения с ТБО и определить регионального оператора по обращению с отходами.

Задачи эти масштабные, и из-за того что нормативная база была не полностью сформирована, 2016 год объявили переходным. Мы заранее готовились к этим нововведениям, обследовали все муниципалитеты совместно с Росприроднадзором, специалистами из других структур. В итоге в сроки уложились, к сентябрю территориальная схема была готова. С нею можно ознакомиться на сайте нашего министерства. Схема, кстати, предоставляет большие возможности для бизнеса. Предприятия, которые занимаются переработкой отходов, есть и сейчас, но их нужно больше.

- Каким будет следующий шаг после утверждения схемы?

- Нам предстоит выбрать регионального оператора - одного или шесть по числу кластеров в области. В каждом из них разместится полигон, который не следует путать со свалкой. На полигоне будут хранить то, что нельзя пустить во вторичную переработку. Технологии постоянно совершенствуются, поэтому всё большее количество отходов можно будет использовать. Например, на Коркинском цементном заводе предполагают использовать в качестве топлива гранулы из отходов.

- Как будут выбирать регионального оператора?

- На конкурсе. Правила его проведения утверждает федеральное правительство. Опять же не все регионы успели разработать необходимые документы. Поэтому сроки могут перенести. Мы же используем это время, чтобы разъяснить свою позицию всем заинтересованным лицам и организациям - мы открыты для диалога.

- Значит ли внедрение схемы и создание полигонов, что свалку в Челябинске закроют?

- Первые шаги по закрытию городской свалки в Челябинске мы уже сделали. Планируется вывести её из эксплуатации в 2018-м. Напомню, что городскую свалку в Челябинске используют с 1949 года и без какой-либо проектной документации. Понятно, что это ненормальная ситуация. Сейчас мы работаем над программой рекультивации свалки - думаю, в следующем году уже её подготовим. Этот проект станет частью федеральной программы «Чистая страна».

- Подобные проекты ведь наверняка довольно дорогостоящие…

- Помимо финансирования из федерального и областного бюджетов, мы рассчитываем и на частные инвестиции. Например, в форме концессионного соглашения. Эту схему уже применяют в Магнитогорске - сейчас идёт проектирование объектов обращения с отходами, весной или летом следующего года там начнутся строительные работы. Вообще же, потенциальных инвесторов много, но у них немало вопросов. Мы им объясняем, что, хотя требования довольно жёсткие, рынок не перенасыщен, так что возможности у предприятий большие.

Квоты для выбросов

- Пожалуй, самая злободневная экологическая тема для челябинцев - состояние атмосферного воздуха.

- Мы понимаем озабоченность челябинцев этой проблемой. Начали с оперативных выездов, приобрели современную лабораторию. Однако мы понимаем, что горожанам нужна не просто информация, а конкретные действия по снижению выбросов. К сожалению, чисто формально у предприятий нет оснований для увеличения инвестиций в охрану окружающей среды - все требования в этой части они выполнили.

Но воздух в Челябинске чище не становится. Поэтому нужны другие меры. Мы их выработали. Сейчас их рассматривают уже на федеральном уровне. В первую очередь речь идёт о системе квот, о которых говорил губернатор Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ: предлагается определить для каждого предприятия максимально возможный вклад загрязняющих веществ в формирование предельного уровня загрязнений. За основу можно взять данные государственной сети наблюдений.

Надеемся, что это предложение поддержат и Челябинская область станет «пилотной» для системы квот концентрации загрязняющих веществ.

- Как вы относитесь к идее установки датчиков на трубах промышленных предприятий?

- Это малореальная задача. Труб у нас тысячи, и нет прописанных в законе требований к датчикам. Лучше уйти от тотального контроля. Задача одна - чистый воздух в городе, а предприятия должны сами решить, каким способом они будут это обеспечивать. При этом сами руководители предприятий должны понимать, что, если люди начнут уезжать из города, работать будет некому.

- А насколько велика роль автотранспорта в загрязнении воздуха? Некоторые эксперты утверждают, что от машин выбросов больше, чем от предприятий.

- В отношении Челябинска это неверно. В двух российских городах, в Челябинске и Красноярске, большая часть выбросов приходится на промышленные предприятия, а не на автотранспорт. Для сравнения: в Екатеринбурге выбросов от автотранспорта в полтора раза больше, чем у нас, однако общее состояние атмосферного воздуха лучше из-за того, что промышленных предприятий там меньше.

В следующем году мы планируем уделить особое внимание исследованию воздействия автотранспорта на состояние воздуха в Челябинске.

Наша общая задача

- Следующий год в России, как известно, объявлен Годом экологии. Какие проекты реализуют в нашем регионе?

- О многих я уже говорила: это и новая система обращения с ТБО, и меры по снижению загрязнения воздуха. Кроме того, мы запустим проект, направленный на снижение влияния загрязнённого стока с территории Карабашского городского округа на качество воды Аргазинского водохранилища. В начале декабря этого года уже будет готово заключение экспертизы по проекту.

Поясню, что лишь 2% всех отходов приходится на ТБО, остальное - отходы металлургии, горнодобывающей промышленности: отвалы, шлакохранилища и т. п. Поэтому надо уделить внимание и промышленным отходам. В случае с Карабашом, конечно, правильнее говорить о ликвидации накопленного экологического ущерба, ведь эту проблему мы унаследовали с советских времён.

- Вероятно, этими примерами список проектов не исчерпывается?

- Также в рамках Года экологии мы продолжим работу над созданием биосферного резервата, который может получить статус ЮНЕСКО. Губернатор одобрил эту инициативу и поручил обсудить ограничения, которые появятся на территории резервата, с главами муниципальных образований.

Другое направление - соглашение об инвестициях в природоохранную деятельность. Соглашение уже подписали ММК, ЧТПЗ, «Мечел-Кокс». Они не только увеличат инвестиции, но и организуют экскурсии на свои предприятия, чтобы знакомить людей со своей деятельностью.

- Все эти меры затратные. На какие средства может рассчитывать регион?

- Мы надеемся получить федеральное финансирование проектов по рекультивации челябинской свалки и карабашской территории, но следует прибавить к этому и частные инвестиции. Это ведь общая задача - и государства, и бизнеса, и населения. Определяющая цель здесь та, о которой говорил губернатор на заседании Госсовета: регион должен быть комфортным для проживания, люди должны оставаться и приезжать сюда, а не покидать Челябинскую область. Но для этого необходимо улучшить экологическую ситуацию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах