10 июля лучших курганских каменщиков свезли в отдалённое село Михалёво Целинного района. Дорога долгая, ещё дальше – Казахстан. Здесь уже пятый год строится школа, причём, по поручению Президента РФ!
Получив задание сложить 2 кубометра кирпичной кладки, каменщики смекнули: «нужны объёмы, значит, пытаются ускорить строительство…». В полдень 11 «звеньев» (звено состоит из каменщика и его помощника) приступили к «соревнованию» в рамках проекта «Славим человека труда».
Президентский долгострой: было 130 школьников – теперь 86
Школа, которая по проекту должна была распахнуть двери в 2010 году, стоит… без дверей, без окон и без крыши. Местные жители любовно называют её «наш долгострой», и полушутя добавляют: «Когда строительство закончится, учить уже будет некого».
В 2008 году педагогический коллектив забил тревогу: старое здание михалевской школы настолько обветшало, что каждый новый урок грозил обернуться трагедией. Только обращение к Президенту (тогда – Д. Медведеву) дало результат: сельчанам обещали новую двухэтажную школу на 120 мест и детский сад в придачу. А «пока» приспособили под занятия тесные кабинеты дома сельской администрации. Прошло пять лет: у «президентского объекта» поменялось три подрядчика и три проекта. По последнему проекту школа «сжалась» до 80 мест и потеряла второй этаж. Садик, который, по сути, является пристоем к школе, тоже измельчал. С одним из бывших подрядчиков УКС Курганской области выясняет отношения в суде. По словам чиновников, несмотря на неприятности, затраты на строительство должны «уложиться» в 120 млн. рублей, как и планировалось. Во время конкурса каменщиков по территории «стайками» метались рабочие из ближнего зарубежья. По словам прораба-гасторбайтера, их порядка 50 человек. Они ведут черновую отделку помещений, проводят коммуникации. На вопрос, успеете ли к концу года достроить – уверенно кивает головой. (Генеральный подрядчик из Тюмени).
Каким бы ни был президентский контроль, зорче всех за работой следит директор школы Зоя Казыева. Она душой болеет за своих учеников, которым приходится учиться в две смены и возвращаться домой в деревушки аж к 9 часам вечера. Грунтовая дорога (до асфальта 27 км), по словам Зои Петровны, самая большая беда округи. «У нас два школьных автобуса, но возит только один, маленький. Для большого – дорог нет. И вот, пока он развезет ребят по деревням, уже вечер», - рассказывает директор. По причине бездорожья, кстати, деревенские ребятишки часто пропускают занятия. Другая проблема директора – кадровый состав. Уже 20 лет в школу не приезжали молодые специалисты. «А что им можно предложить здесь? Жилья нет…Пока трудятся пенсионеры. Надеюсь, что с появлением новой школы…».
И без перспектив...
Население Михалево и окрестных деревень стремительно уменьшается, несмотря на его (стратегическое) приграничное положение. Центр села наводит тоску: по краям широкой улицы стоят двухэтажные «дома-призраки» с пустыми окнами и скелетами крыш. «Раньше здесь пограничники стояли…, была даже гостиница! Я когда приехал, долго не мог найти квартиру», - вспоминает престарелый велосипедист, который отказался назвать своё имя. - «Сейчас меньше трети населения осталось, всё брошено, квартиры стоят пустые, нет отопления, нет водопровода. Если бы ещё два года советской власти было, нам бы построили дорогу. Проект был готов!».
Предприниматель Ольга Смакота пояснила, почему люди бегут из Михалёва: «Работы нет». «Здесь два фермера сильных ещё работу дают, а больше нет. И живем как в капкане: чуть дождик пройдёт – бездорожье, уже за товаром не проедешь. Обещали когда-то, что здесь будет пограничная застава, что будут дороги строить, дома… Но кругом разруха».
Молодежь не желает задерживаться на малой родине – рвётся в город, взрослые не видят перспектив. «В этом году в первый класс в Михалёво идет один ребёнок, представляете? Так может уже опоздали со школой?», - вопрошает велосипедист, но смягчившись, прибавляет, - «Скорее бы построили, детям тесно в бывшей конторе». На вопрос о том, где работает молодёжь, дед отмахивается: «Добрые удрали отсюда, а есть и такие, кто только пьют». По данным местной администрации, в сельсовете проживает 1,5 тыс. человек.
Прославленный неблагодарный труд
Менее двух часов прошло, а первое звено каменщиков справляется с объёмом. Интересуюсь, слышали ли они о проекте «Славим человека труда», который пропагандирует Уральский полпред. Ответ отрицательный.
- А как вы считаете, нужно прославлять профессию?
- Нужно, чтобы труд оплачивался достойно и чтобы каждый рабочий (как раньше) мог себе заработать квартиру, обеспечить семью. Сейчас же на стройках (в Кургане) младше 73 года рождения нет работников, отрасль держится на пенсионерах. А если взять ту же Тюмень, так там зарплаты в разы больше при одинаковых условиях.
К беседе присоединяются другие каменщики.
- Но тюменский подрядчик работает здесь?
- Это хитрая схема! Кто знает, куда деньги утекают?!
- На конкурсе есть молодые люди, учащиеся. Они обещают работать по профессии.
- Возможно, - смеются конкурсанты, - но работа каменщика - не из легких. А, скорее всего, несколько дней ребята на стройке помыкаются, да и в салон связи пойдут работать. Те же деньги...
Спустя ещё несколько часов конкурс прерывается. Прошёл дождик, и организаторы опасаются, что автобус не сможет доехать до трассы. Эксперты оценивают труды конкурсантов (время работы, качество кладки), проверяют тесты на знание теории.
В результате первое место «взяло» звено каменщиков строительной компании ЗАО «Сибирский газовик», второе – ООО «Новостройка», третье – ООО «Эверест». Победители получили денежные призы, кроме того, всем каменщиками оплатили «объем». На обратном пути потрудиться пришлось водителю автобуса: глинистая дорога превратила в каток, и тяжелый транспорт едва не соскользнул в кювет.