Сам сити-менеджер назвал произошедшее «чрезвычайной ситуацией» и «природной катастрофой». И даже вспомнил о наводнении в Крымске, когда речь зашла о состоянии системы оповещения в Челябинске. По мнению Давыдова, необходимо проанализировать ее работоспособность, чтобы при повторении ненастья или еще чего-нибудь непредвиденного как можно больше горожан были вовремя предупреждены. И не выезжали, к примеру, из дома на автомобилях.
Отметим, что состояние системы оповещения в регионе обсуждалось на уровне правительства Челябинской области в ноябре прошлого года. Выводы были сделаны неутешительные: замминистра радиационной и экологической безопасности Константин Смолин заявил, что она, эта система, нуждается в скорейшей капитальной модернизации. Средства оповещения настолько устарели, что даже их текущий ремонт уже невозможен – необходимое оборудование давно не выпускается.
Заместитель сити-менеджера по дорожному хозяйству Владимир Алейников назвал количество выпавших в тот день на Челябинск осадков: 30% месячной нормы, или 300% дневной, – чем вверг в легкое недоумение. Так и осталось невыясненным, о какой норме идет речь - трехдневной или десятидневной.
В очередной раз возникли вопросы к состоянию ливневых стоков. Дело в том, что многие центральные улицы, особенно Блюхера и Воровского, были буквально затоплены. Ничуть не хуже, чем центр Москвы несколькими днями ранее. По этому поводу Алейников сказал следующее:
– Опыт других городов показывает, что даже самая совершенная инфраструктура неспособно пропустить такое большое количество воды. Кроме того, многие дождеприемники были засорены песком и мусором с улиц. Семь бригад линейного эксплуатационно-ремонтного управления весь день ездили по городу и вычищали стоки.
Много это или мало – семь бригад на миллионный город? Водители, «утонувшие» в субботу на Блюхера, уверены, что на одну эту улицу их и то бы не хватило.
Наиболее серьезным последствием стихийного бедствия был признан отказ четырех энергоподстанций в районе улицы Лесопарковая, что привело к частичному обесточиванию сразу трех районов города: Центрального, Советского и Калининского. Тысячи людей остались не только без света, но и без воды – перестали работать насосы. Замглавы по коммунальному хозяйству Егор Ковальчук оценил действия аварийных служб как оперативные, хотя рядовые горожане едва ли с этим согласятся.
– Большая часть домов была переключена на другие линии примерно к двум часам ночи, – доложил Ковальчук. – Последние дома подключили в воскресенье в 6.30 утра.
Впрочем, в штатный режим поврежденная энергосистема войдет только к среде. Возможно, раньше.
Авария была особенно опасна для медицинских учреждений. К счастью, все обошлось. По словам начальника городского управления здравоохранения Натальи Горловой, все больницы успешно переключились на резервные источники питания.
– Все стационары и поликлиники работали в штатном режиме. Ни один пациент от отсутствия электричества не пострадал, - сообщила она.
Само собой, сбой в подстанциях практически парализовал работу городского электротранспорта. По словам начальника управления транспорта, только глубокой ночью трамваи и троллейбусы смогли продолжить движение.
Подводя черту, Сергей Давыдов высказал предположение, что многих последствий грозы можно было и избежать.
– Надо выяснить, была ли возможность это сделать или нет. И принять меры, чтобы не допустить такого оборота в будущем.