Новость об увольнении молодого директора МУП «ЧелябГЭТ» Виктора Храмова, не проработавшего в должности и трех месяцев, может иметь более серьезную подоплеку, чем его молодость и неопытность, которой объясняют свое кадровое решение чиновники от транспорта.
В редакцию «АиФ» поступила копия обращения (к сожалению, не подписанного) работников «ЧелябГЭТ» к губернатору М. Юревичу, авторы которого уверены: на талантливого руководителя пытаются свалить ответственность за неграмотные решения вышестоящего начальства, угрожающие безопасности пассажиров и ставящие под сомнение будущее электротранспорта вообще.
В документе, с полным текстом которого можно ознакомиться на нашем сайте chel.aif.ru, в частности говорится, что с приходом в мэрию Камила Маматказина и его команды из Башкирии на МУП «ЧелябГЭТ» были сокращены более 500 человек, еще столько же уволились сами. «Принято решение оставить одних водителей и кондукторов и минимум средне-технического персонала. Так, снижение численности велено провести в службе энергохозяйства, которая и так задыхается от отсутствия кадров. Оставшиеся работники в нарушение ТК РФ работают сутками», - пишут транспортники. Недокомплект водителей трамваев и троллейбусов приводит к переработкам, сокращаются ответственные за безопасность движения, а это уже удар по святая святых.
Составители письма утверждают, что с мая работники не получают спецодежду, нет инструмента, запчастей. Троллейбусы вошли в зиму «разутыми». Налоги не платятся, нет отчислений в пенсионный фонд, не сегодня-завтра за долги отключат свет, тепло и связь. Все ждут задержек заработной платы – расчетные счета посажены на картотеку.
При этом по 600 тыс. рублей в месяц предприятие вынуждено платить за внедрение системы ГЛОНАСС. Более того, авторы письма утверждают, что именно за счет МУП «ЧелябГЭТ» была сооружена площадка «спортвокзала» «Юность», обустраивается отстойник для междугородных автобусов и гасятся долги по зарплате водителей МУП «Челябинский автобусные транспорт», чтобы избежать волнений на пропиаренном «образцовом» предприятии.
Вдобавок «ЧелябГЭТ» лихорадит от реструктуризации: службы то выводятся в отдельные юрлица, то возвращаются обратно. В пример приводится служба пути, которая стала фирмой «Строй-Сервис», откуда были сданы в утиль сотни тонн рельсов, а денег в новом ООО никто не увидел. В понедельник сити-менеджер Сергей Давыдов поспешил успокоить транспортников:
– Эти фирмы создаются потому, что их услуги стоят дешевле, чем ремонт на собственном предприятии. Никто при этом уволен не будет, – сказал он. Это противоречит тексту обращения, авторы которого утверждают: после реорганизации центральных ремонтных мастерских в ООО «Электропривод» ремонт подорожал в десятки раз, так что ЦРМ снова вернули в МУП.
В письме указывается на нарушения безопасности, допускаемые по вине чиновников управления транспорта: чего стоит прогон модернизированного трамвая (он же «Трамозавр»), который вместо мешков с песком, как это положено, загрузили… детьми. «Только по счастливой случайности не произошло трагедии, при этом в трамвае не сработала электрика, и его ещё на полмесяца поставили на доработку», - пишут транспортники.
Подробный текст письма здесь.
Ответ главы городского транспортного управления на письмо работников «ЧелябГЭТ» (полный текст письма К. Маматказина):
Об оптимизации расходов общественного муниципального транспорта в Челябинске
Муниципальный транспорт в Челябинске переживает не лучшие времена. Расходы отрасли растут с каждым годом, так как ежегодно повышаются цены на топливо и электроэнергию, транспортные средства изношены, давно отслужили свой срок и соответственно требуют максимальных вложений для того, чтобы иметь возможность безопасно обслуживать пассажиров.
Большая часть старых трамваев, троллейбусов и автобусов стоят на приколе, потому что к этим машинам нет запчастей. У предприятий не имеется средств на покупку самого необходимого – шин, инструмента, спецодежды, а директора транспортных компаний стоят перед выбором – выплатить людям зарплату или оплатить накладные расходы на электроэнергию и топливо.
Убытки челябинских транспортных предприятий очень высоки и в разы превышают расходы на общественный транспорт муниципалитетов других городов-миллионников. При этом не надо забывать, что все сегодняшние непомерные траты оплачиваются и из кармана налогоплательщиков.
Работа муниципального транспорта в Челябинске до последнего времени строилась по советским лекалам, хотя экономические и общественно-социальные условия изменились, а пассажиры стали намного требовательнее к транспортным услугам.
Изменения в этой сфере – первейшее требование времени, поскольку сильное государство обязано в полной мере нести ответственность за жизнь и здоровье своих граждан. Транспортная отрасль – небезопасная, а значит, муниципалитет должен установить за ней жесткий контроль.
Если не предпринимать кардинальных мер по сокращению затрат на содержание муниципального парка, учитывая конкуренцию коммерческих перевозок, в ближайшее время муниципальные предприятия может постичь кризис, который поставит крест на существовании государственного общественного транспорта.
А ведь муниципальный транспорт несет социальную нагрузку и обеспечивает доступность передвижения незащищенным слоям населения. Современные требования к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли и внедрение инновационных технологий способно обеспечить его бесперебойную и рентабельную работу.
Администрация Челябинска в 2011 году разработала программу оптимизации расходов на общественный транспорт, призванную сократить затраты и увеличить доходность перевозок. Программа включает в себя сокращение неэффективных расходов на содержание парков, увеличение результативности работы сотрудников предприятий и действенности работы транспорта.
Экономические преобразования выгодны как для пассажиров, которые смогут получать качественные услуги за меньшие деньги, так и для городской казны, сегодня вкладывающей немалые средства в ремонт, содержание и амортизацию изношенных трамваев, троллейбусов и автобусов.
Оптимизационные процессы, запущенные весной 2011 года, идут нелегко, вызывая неприятие у людей, которые не хотят ничего менять и меняться сами, но в целом результаты действия программы уже дают о себе знать.
Замена изношенного парка
Появление на городских линиях 50 новых большеместных автобусов марки «ЛиАЗ» сократило затраты на содержание автопарка, так как новые автомобили в течение первых трех лет не требуют средств на ремонт. Комфортабельный транспорт привлек горожан, гарантируя им удобство и безопасность. Число людей, выбравших новые муниципальные автобусы, увеличилось, и соответственно средняя выручка за один рейс поднялась от 60 до 80%.
Также принято решение о капитальном ремонте транспортных средств трамвайного парка, поскольку большая часть электрических машин устарела как морально, так и физически. Около 200 трамваев и вовсе не выходят на линии, так как электротранспортники не могут найти запчасти для устаревших машин.
Первые трамваи, прошедшие капитальный ремонт, сегодня уже перевозят пассажиров, изменения коснулись не только облика электрических машин – замене подлежал каждый винтик отжившего свой век механизма. Новые трамваи несомненно украсили город, но главное их преимущество - энергоемкость, которая позволит городской казне экономить значительные средства на потреблении энергии при эксплуатации. Электрический транспорт оснащен энергосберегающим оборудованием, которое сохраняет до 43% электроэнергии. Кроме того, оборудование позволяет возвращать потраченное электричество идущему следом вагону. И это существенный плюс для городского бюджета, ведь только за последний год стоимость электроэнергии выросла на 30%. Расписание движения трамваев составили так, чтобы сократить потребление электрического «топлива» до предела – машины перебрасывают друг другу электроэнергию, практически не занимая ее извне.
Еще одним важным преимуществом в эксплуатации нового трамвая станет экономия на содержании путей и колесных пар. Тяговое оборудование трамвая на IGBT транзисторах позволяет машине двигаться более плавно, и тормозить не одной колесной парой, а всеми колесами. Эта особенность обеспечивает больший комфорт и безопасность пассажирам, не изнашивает колесные пары и пути.
Модернизацию трамваев обеспечивали высококлассные специалисты, сумевшие организовать в трамвайном парке № 1 современное производство. Каждый из работников предприятия может пройти обучение и включиться в процесс капитального ремонта электрических машин. Усовершенствование городских трамваев уже сегодня обошлось городскому бюджету в разы дешевле, чем покупка новых машин, стоимость которых доходит до 12 миллионов рублей.
Оптимизация рабочих процессов
В автобусном парке средняя зарплата ремонтных рабочих повысилась до 30 тысяч рублей (при средней зарплате в городе в 18 тыс. рублей), а качество ремонта улучшилось при том, что 100 человек выполняют ту же работу, что ранее делали 350. Грамотная организация рабочих процессов позволяет добиваться высоких результатов труда.
Подобная эффективность пока невозможна на электрическом транспорте, так как в «ЧелябГЭТ» трудятся 475 инженерно-технических работников, то есть на каждый из 400 выходящих на линию трамваев и троллейбусов приходится более чем по одному специалисту. Подобная расточительность (с рубля доходов 1,27 рубля тратится на зарплату, не считая затрат на налоги, содержание помещений, электроэнергию и амортизацию электротранспорта) ведет предприятие к краху. Прежде чем вывести электротранспорт на правильные экономические рельсы, требуется снизить многие ненужные сегодня затраты. Например, закупку неликвидных запчастей.
Некомпетентность руководства «ЧелябГЭТ», не желавшего оптимизировать расходы предприятия (число замов директора МУПа достигло 12 со средним окладом в 40 тысяч рублей) не позволяет в ближайшее время повысить зарплату кондукторам и водителям до достойного уровня. Экономические преобразования в этом предприятии еще впереди.
Но изменения не коснутся числа выпускаемой техники и количества кондукторов и водителей.
Сокращение неэффективных затрат
Огромные затраты нес муниципалитет на содержание пустующих троллейбусных депо, ведь троллейбусы загоняют в специализированные боксы только для ремонта. При этом огромные площади трех депо отапливались, освещались, тратились средства на аренду и налоги. Также муниципалитет содержал конечные площадки, расходуя деньги на аренду земли и охрану. Большое количество электроэнергии тратилось на холостой пробег троллейбусов от депо до начала маршрута. В общей сложности за неделю машины пробегали впустую от депо до «конечки» и обратно 12 тысяч километров. За месяц – 110 тысяч километров, это же деньги, которые в буквальном смысле уходили на ветер.
Государство вкладывает в электротранспорт немалые средства, и при этом сами транспортники деньги почему-то не считают, расточительно подходя к организации своей работы. Сегодня троллейбусы размещаются и обслуживаются на конечных остановках, как это делается во всех европейских городах. При выстраивании такой логистики экономия составляет до 70 тысяч рублей в день.
Контроль персонала
Транспортные компании теряли массу средств на недобросовестности персонала – как установила контрольно-ревизионная служба, в одном транспортном средстве за день проезжали от 50 до 80 человек безбилетников. Для транспортных предприятий это значительная сумма денежных потерь. После внедрения учета пассажиров автоматизированным способом, контролировать доходы стало намного проще, а выручка поднялась на 10%. Если перевести эту цифру в деньги, то предприятия начали экономить до 170 тыс. рублей в день или 62 млн рублей в год.
Внедрение интеллектуальных технологий на транспорте
С недавнего времени внедрения системы ГЛОНАСС/ GPS на лицензированном и общественном транспорте требует федеральное законодательство. Навигационное оборудование, внедренное на многих муниципальных транспортных средствах Челябинска, контролирует движение парка и полностью исключает из перевозочного процесса человеческий фактор, координирует и анализирует пассажиропоток ежедневно и с точностью до одного человека рассчитывает будущее число пассажиров на каждой отдельной линии. Перевозчики теперь могут сами рассчитать сколько, например, трамваев нужно на каждом участке, чтобы машины не шли пустыми и не тратили попусту электроэнергию. Оперативное управление выявляет любые отклонения от маршрута, помогает быстро реагировать в случае поломки. Водитель и диспетчер с помощью тревожной кнопки в любой момент могут связаться со спасательными службами.
Оборудование контролирует расход горючего, а также начисляет водителям премиальные за его экономию. Операционная система заставляет вовремя менять отработавший свой срок аккумулятор, изношенную резину или другое устаревшее оборудование. Система отслеживает соблюдение скоростного режима и тут же оповещает диспетчера, если водитель нарушает правила. Навигационное оборудование фиксирует резкое торможение или, напротив, внезапное движение с места - и если водитель не уважает пассажиров, регистрирует дисциплинарное нарушение.
Оборудование дает массу преимуществ для развития автотранспортного предприятия и повышения качества услуг населению и позволяет городу экономить не менее 15 миллионов рублей в месяц и без учета расходов на топливо и электричество.
После внедрения навигационного оборудования регулярность движения городских транспортных средств повысилась с 14% до 60%, а на некоторых маршрутах до 88%. Выросли и доходы предприятий, сумевших поставить под контроль соблюдение расписания, частоту и интервал движения своих транспортных средств.
Прозрачность и контроль выручки
В ближайшее время в общественном транспорте Челябинска появятся электронные терминалы, подобные кассовым аппаратам в магазинах, и пассажиры смогут рассчитываться за проезд пластиковой картой, а расчеты с кондуктором станут безналичными. Пассажир будет получать билет в виде кассового чека, где указана стоимость, время и протяженность поездки, номер маршрута и даже название предприятия, оказавшего услугу – это тоже дополнительная опция безналичных расчетов и, по сути, страховка. Пассажир всегда сможет доказать на каком транспортном средстве он ехал в определенное время, если случится какая-то непредвиденная ситуация. А предприятия будут застрахованы от недобросовестного персонала. По опыту других городов при внедрении безналичной формы оплаты проезда выручка увеличивается на 10%.
Универсальная карта, которая в будущем может стать приложением к программе соцобеспечения, внедряемой российским правительством, не только откроет для горожан возможность экономить на проезде, но и получать скидки в других городских сферах. Универсальность транспортной карты заключается в том, что на цифровой носитель можно записать любую форму бонусов для ее владельца. Транспортный электронный ключ «открывает» в перспективе льготный вход в кино, театры, музеи и парковки, покупки в магазинах.
Также безналичная система оплаты проезда позволяет пассажирам планировать свои расходы на передвижения по городу и сокращать суммы затрат. При определенных авансовых платежах на электронную карту проезд становится дешевле и позволяет экономить значительные средства. Транспортные карты удобны и тем, что одной пластиковой «визиткой» можно пользоваться всей семьей, платить за друзей, точно рассчитать количество своих поездок и не переплачивать, как это бывает с проездным, рассчитанным на определенное число передвижений. Пассажир сам выбирает оптимальную для себя форму проезда.
Кроме того, что автоматизированная система безналичной формы оплаты проезда позволяет экономить всем без исключения пассажирам, она не отменяет льгот и преференций, которыми пользовались социально незащищенные граждане. Но, муниципалитет, благодаря безналичным расчетам, будет точно знать, сколько пассажиров воспользовалось услугами транспортных предприятий и оплатило проезд и сколько льготников проехало в том или ином направлении. А значит, и компенсировать предприятиям выпадающие доходы именно в том объеме, которые были затрачены в реальности.
Перевод затратных неспециализированных служб на аутсортинг
Аутсортинг или передача неключевых функций (бухгалтерский учет, выполнение работ и услуг, на которых предприятие не специализируется) организациям, субподрядчикам и квалифицированным специалистам – метод кооперации и оптимизации затрат, используемый во всем мире. Подобная форма позволяет сократить расходы на налоги, заработную плату, приобретение материалов и т.д. При этом помещения, оборудование и другое имущество остается на балансе предприятия. Год назад несколько служб «ЧелябГЭТа» были переведены именно на кооперативную работу, но до конца бизнес-процессы до сих пор не завершены. В частности, не был организован контроль качества выполняемых работ, не разработан механизм проверки расчетов и стоимости услуг, утверждения и приемки выполненных задач. В обязанности службы ГЭТ «Энергохозяйство» почему-то не входит техническое обслуживание проводов и электролиний, что влечет частые аварии и обрывы проводов, простои транспорта, а соответственно потери доходов недовольство пассажиров.Возможно, что работа по кооперации продолжится в будущем, но с учетом всех имевшихся недоработок.
Так, муниципальный электротранспорт обслуживает 60 бухгалтеров, получающих небольшую зарплату и не имеющих общей системы учета. Бухгалтерия ведется по старинке, о внедрении восьмой версии программы 1С здесь еще не слышали. Нет специалистов, способных подготовить сотрудников к прогрессивной форме ведения бухучета. Понятно, что в таких условиях контролировать расходование государственных средств практически невозможно, а тем более проводить реформы по сокращению затрат предприятия.
Если эта служба будет передана на аутсортинг, появится возможность привлечь квалифицированных специалистов, которые станут получать большие деньги и компетентно, с помощью новейших компьютерных программ, обслуживать многомиллионный основной капитал, принадлежащий муниципалитету и нести ответственность за свою работу, в том числе и административную.
Создание единой ремонтной службы даст возможность применить сдельный механизм оплаты, контролировать качество работ и получать гарантию, что работа будет выполнена в срок.
Оптимизация перевозочных процессов
Расписание движения городских транспортных средств не менялось с 80-х годов прошлого века. После того, как с помощью навигационной системы удалось выяснить, какие маршруты пользуются популярностью и где пассажир ждет общественный транспорт, расписание изменилось с учетом реально существующего пассажиропотока, а в часы пик число транспорта увеличилось.
Также Челябинск стал первым российским городом, где появилась уникальная система интернет-сервиса, совместившая расписание всех видов общественного транспорта. На сайте https://www.marsruty.ru/chelyabinsk/ любой пользователь с точностью до минуты может определить в какое время ему выходить на остановку, чтобы сесть в машину, двигающуюся в нужном направлении. Планировать поездки можно на несколько дней вперед – расписание позволяет «увидеть», когда нужная машина подойдет к остановке в любой день недели.
Интересно, что нововведение поможет горожанам существенно экономить время – достаточно нажать на опцию «Поиск оптимального маршрута» и компьютер выдаст не только время появления нужного транспортного средства, но и высчитает наиболее короткую дорогу с меньшим числом пересадок.
Кроме того, уже на четырех остановках общественного транспорта Челябинска начали работать электронные табло, подсказывающие пассажирам время прибытия автобуса, троллейбуса или трамвая. На электронной вывеске высвечивается время, когда к остановке подойдет тот или иной вид транспорта. Такая точность стала возможной после оснащения общественного транспорта Челябинска системой ГЛОНАСС. Появление навигационного контроля резко снизило аварийность, а соответственно улучшило качество перевозок. А электронные табло стали неоспоримым удобством для горожан, ценящим свое время.