Примерное время чтения: 7 минут
114

Заступник воров и убийц

Наш собеседник – Герой Европы 2005 года по версии журнала «Тайм», глава фонда по защите прав человека, редактор скандальной газеты «Открытая Позиция», бывший заключенный челябинского изолятора Николай Щур.

- За что вы сидели?

- Так уж сложилось, что словосочетание «защита прав человека», в сознании россиянина, не ассоциируется ни с чем другим, кроме как с охраной интересов негодяев-уголовников, которые и прав-то никаких иметь не могут, и за людей, собственно говоря, не считаются. Однако не многие знают, что осужденные это лишь малая часть клиентуры правозащитников, но и они могут рассчитывать на заступничество со стороны закона. Почему я придерживаюсь этого мнения? Всё очень просто - В 1994 году я сам оказался за решеткой. До этого знаменательного события мною возглавлялся Снежинский городской внебюджетный экологический фонд, за его-то деятельность я и поплатился свободой. Как известно, в Снежинске, чуть ли не со дня создания самого города, велись различные экспериментальные работы с радиоактивными материалами - ещё в сталинские времена на его территории была расположена лаборатория НКВД. Эксперименты велись без оглядки на какую-либо безопасность для людской жизни - ученые ещё не имели никакого понятия о том, как нужно обращаться с материалами и изучали без малейшего зазрения совести и необходимых умений воздействие радиации на живые организмы: растения, животных, людей. В настоящее время площадка, где был когда-то расположен исследовательский центр, разрушена, а на его месте находятся несколько санаториев и небольшой поселок. Однако лично у меня безопасность этой местности вызвала серьезные сомнения - неужели деятельность высокотоксичного ядерного оружия может пройти бесследно? При первой же возможности мною была организована независимая лаборатория по контролю над состоянием окружающей среды. Вскоре специалисты, нанятые мною, совершили сенсационное и поистине ужасающее открытие – находится на территории города опасно для жизни. При норме радиоактивного фона, составляющей 12 микрорентген в час, излучение в Снежинске находилось в районе отметки 40.000 микрорентген. Кроме того, учеными было обнаружено, что содержание ртути в питьевом источнике города в 200 раз превышает все допустимые пределы. Естественно, результаты исследований я тут же опубликовал. После этого, на меня был совершен донос в спецпрокуратуру, мол, я на государственные деньги приобретаю холодильники, автомобили и прочие дорогостоящие блага цивилизации. Именно благодаря этому доносу я и оказался в изоляторе. Это уже после выяснили, что донос не имел под собой никаких оснований, но к этому времени я уже полгода провел за решеткой. Пока следствие разбиралось, в чем суд, да дело, жена возила мне передачи в тюрьму. И именно тогда, когда в комнате встреч я увидел перепуганных людей, обеспокоенных участью своих близких, у меня родилась идея проекта по оказанию помощи родственникам арестованных. Кто-то же должен рассказать им, в каких условиях содержится их родной человек, что можно ему передать, нужно ли бежать к прокурору или в суд, можно и если можно, то, как вытащить его на свободу.

- А вы считаете, что их нужно отпускать на свободу?

Представим, что водитель насмерть сбил пешехода. Всякое же бывает – отвлекся, забылся, потерял управление и наехал на ни в чём неповинного прохожего. Совершил водитель преступление? Совершил. Но обращаться-то с ним должны по-человечески? Должны. У него есть права, достоинство, и никто ни при каких обстоятельствах не смеет лишать его этого. А за совершенное преступление человек должен ответить перед судом и ответит, если его вина будет доказана.

- Какая-то часть преступлений действительно совершается по случайности, по неведенью, но как же Вы можете защищать тех, кто сознательно шел на злодеяние?

- 99,9% клиентов, которые обращаются за помощью, не вызывают у меня ни малейшей симпатии и никакого желания заниматься их делами. Но существуют такие понятия, как общечеловеческие ценности, нравственность, мораль, которые заставляют тебя поступать справедливо. Защищать тех, кто нуждается в этом. Даже если человек преступил закон, неужели об него теперь можно ноги вытирать, издеваться? Перечеркнуть всю дальнейшую жизнь, оборвать все связи или сразу казнить?

- А Вы против смертной казни?

Конечно. Ведь 100 % доказанной вины не существует. Сколько невиновных человек расстреляли прежде, чем поймали Чикатилло? И потом, всегда найдется тот, кто будет определять, где эти проценты. У нас в стране существует только исполнительная власть, другой реально существующей нет: судебной нет, законодательно нет… СМИ ещё пытаются как-то вмешиваться в процесс воздействия на народ, но в действительности, они уже давно потеряли свой статус «четвертой власти».

- Но ради чего именно вы этим занимаетесь?

- Люди должны понять, что единственный путь к спасению - это соблюдение закона всеми. И тюремщиками и прокурорами в том числе. Я слежу за тем, чтобы преступников не избивали, чтобы если положено им давать столько масла – им давали, если ему положена теплая одежа зимой - не выгоняли голым на мороз. А вовсе не оправдываю преступления. За них человек должен быть наказан, но никто не имеет права издеваться над человеком. А наше общество так сориентировано, что он же убийца, что же вы его защищаете? Глобальная цель, которую я преследую – это взращивание чувства собственного достоинства в каждом человеке, в том числе и в том, что преступил закон. Только тогда, когда люди не позволят плевать себе в лицо и вытирать об них ноги, власти будут служить народу, а не наоборот. И потом, я лишь защищаю права человека. Каждого. Даже подлого и гадкого.

- Даже педофила?

- Прежде всего, нужно ответить на один вопрос: мы хотим, чтобы маньяк и дальше насиловал детей или опомнился и переменил свою нравственную позицию? Ведь сейчас наша система просто плодит преступников. Человек, попавший за незначительный проступок за решетку, за годы заключения и унижения превращается в зверя. И если раньше он украл мешок картошки, то теперь он не остановится перед кражей автомобиля или убийством. Ведь там, за колючей решеткой, ему слишком долго и упорно внушали, что он – дикое животное.

- Не перерастет ли после, у такого человека чувство собственного достоинства в чувство собственной безнаказанности?

- Не перерастет. Знаете, в тюрьме можно опуститься лишь двумя способами – либо стать хозяйкой (слугой) самому, либо стать владельцем хозяйки. И то и другое одинаково безнравственно. Если ты имеешь чувство уважения к себе, то ты, несомненно, будешь уважать других. Ведь даже гопник – это лишь человек неуверенный в себе. Ему хочется, чтобы его уважали, ему надо «выпендриться». Когда же ты в нем воспитаешь уважение, ему уже не нужно будет доказывать другим, свою состоятельность.

Биографическая справка

Николай Алексеевич Щур родился 19.07.1953. Закончил Харьковский авиационный институт и Всероссийский институт стандартизации и метрологии. 17 последних лет своей жизни занимается исследованиями окружающей среды. В 1998 году создал общественную организацию «Рука помощи». За пять лет правозащитной деятельности, в судах проиграл четыре дела из сорока двух. Примечательно, что помощь он оказывает совершенно бесплатно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах