Встречают по одежке…
«Встречают по одежке…» - гласит известная мудрость. Одежда – это часть образа человека, стиля, имиджа и, по сути, с вышеупомянутой пословицей не поспорить! В истории существуют различные гипотезы возникновения корпоративной одежды. Сведения о первых зачатках спецодежды прослеживаются сразу же после появления «групп по интересам». Исторически так уж сложилось, что появление сословий, воинских объединений и т.д. повлияло на потребность у разных представителей общества выделить ту или иную группу людей.
Таким образом, одежда стала необходимым инструментом и частью атрибутов социальной и профессиональной идентификации, принадлежности к той или иной иерархии в группе. На протяжении тысячелетий мы можем наблюдать практическую эволюцию одежды определенных групп. Сначала униформа, спецодежда, позже сложилось современное направление – «корпоративная одежда».
Современное представление о корпоративном стиле рождается под влиянием психологов, дизайнеров, специалистов по управлению и потому-то начинает работать навыполнение самых разнообразных функций, напрямую с ролью спецодежды не связанных.
И, казалось бы, челябинским компаниям выгодно следовать ей, ведь хорошо продуманный имидж помогает привлечь новых клиентов и серьезных деловых партнеров. Корпоративный стиль обеспечивает единый образ сотрудникам и мероприятиям, помогает Потребителю запомнить не только товары фирмы, но и ее деятельность.
Однако, как показало исследование hh.ru, большинство компаний пренебрегают такой важной составляющей хорошего имиджа, как корпоративный этикет и предпочитают не регламентировать внешний вид и поведение своих сотрудников.
Опрос проводился в начале июля 2010. В нем приняли участие 2000 респондентов из всех регионов России.
…Провожают по уму
Ключевые выводы исследования:
- в большинстве челябинских компаний нет правил корпоративного этикета; там же, где такие правила установлены, они часто существуют только «для галочки»
- 80% опрошенных характеризуют стиль одежды своих сослуживцев как повседневный, и только 20% - как офисно-деловой
- в большинстве случаев требования к внешнему виду сотрудников сводятся лишь к отсутствию неформальных причесок, пирсинга на лице и татуировок, которые невозможно скрыть под одеждой. Тогда как общепринятый деловой стиль заключается в предпочтении костюмов всем остальным видам одежды, как для мужчин, так и для женщин.
- готовность руководства терпеть неформально выглядящего подчиненного обычно определяется ценностью этого сотрудника для компании.
Корпоративный этикет, безусловно, важен для компании. Он отражает ее стиль, цели и нравственные ценности. Важным компонентом этикета является внешний вид сотрудников, который должен соответствовать той сфере деятельности, в которой они работают.
Кроме того, единый стиль одежды может способствовать установлению в коллективе духа сплоченности. Тем не менее, далеко не во всех российских компаниях установлены корпоративные правила по внешнему виду и поведению сотрудников. Только 5% опрошенных работают в компаниях, где существует подробный свод корпоративных правил. Большинство же респондентов трудятся там, где правил нет вообще (85%), или эти правила установлены «для галочки» (10%). Возможно, так происходит потому, что соблюдение корпоративного этикета требует от компании определенных денежных затрат, а также затрат сил и времени.
К тому же, существует определенная опасность излишней бюрократизации компании. Да и нужен ли дресс код там, где сотрудники напрямую не соприкасаются с клиентами? Как отмечают респонденты hh.ru, «умная голова ценнее отглаженного костюма».