aif.ru counter
17

Победу рождает стратегия

27 ноября 2009 года в Челябинске, в конференц-зале отеля "Аврора", пройдёт бизнес-форум "Маркетинг побед", информационным партнёром которого является газета "Аргументы и факты - Челябинск".

27 ноября 2009 года в Челябинске, в конференц-зале отеля "Аврора", пройдёт бизнес-форум "Маркетинг побед", информационным партнёром которого является газета "Аргументы и факты - Челябинск".

Какие практические решения могут получить от данного мероприятия предприниматели, представители региональной и муниципальных властей, промышленные предприятия? Какие возможности упускает Челябинская область, и может ли хоккейный клуб "Трактор" стать локомотивом развития южноуральского региона? На эти и другие вопросы нам ответил Дмитрий Довбня, генеральный директор Рекламно-имиджевого агентства "Иероглиф".

Возьмите свой козырь

- Дмитрий, в каждом городе бизнес-форум проходит по особому сценарию. Пересечения есть, кальки - нет. Чем вы руководствовались, когда выбирали тематические блоки челябинского "Маркетинга побед"?

- Так как экономика Челябинской области во многом "заточена" на металлургическую промышленность и машиностроение, и именно эти отрасли показали наибольшее "проседание" во время нынешнего кризиса, мы пришли к выводу, что в нашем варианте бизнес-форума должно быть значительное место отведено именно индустриальному маркетингу. Также мы намерены подробно обсудить и информационный блок, посвящённый маркетингу территории, и маркетинг в сфере услуг на рынке b2b (бизнес для бизнеса), и маркетинг образовательных услуг.

- А какой практический опыт из этого может получить наш регион?

- Мне думается, что в каждой секции (информационном блоке) есть свой практический смысл. Например, маркетинг территории - тема, которая в первую очередь направлена на представителей властных структур, - может заставить изменить традиционный взгляд на развитие города, района, да и всего региона в целом. Но главное - люди, которые собираются заниматься реальными делами, а не говорильней, получат необходимый инструментарий для создания своей программы социально-экономического развития той или иной территории. Мне кажется, это неоценимая практическая поддержка, например, для тех, кто собирается идти во власть или же наоборот удержаться в ней. Ведь конкретный план действий - несомненный козырь любой предвыборной программы.

Нужны яркие моменты

- Кстати, о маркетинге территории. У Челябинской области есть как то, что нами совершенно необоснованно задвинуто в дальний угол, так и то, что мы смогли раскрутить на полную катушку. Где в нашем регионе вы видите чёрные пятна упущенных возможностей?

- Мне очень понравилось начало вашего вопроса, но его несколько скомкало окончание. Мы очень часто говорим о том, что нам не удаётся, и редко - в чём достигли успеха. Хотя существованию этого стереотипа есть объяснение: удаётся-то немного. Во многом неудачи основываются на незнании тех или иных вещей, невладении необходимым инструментарием. Ведь многие из нас до конца не понимают, что скрывается за словом "маркетинг". Очень часто маркетинг воспринимается как дисциплина чисто тактическая. К ней относят рекламу, промоушен, PR - это, действительно, одни из важнейших направлений маркетинговых коммуникаций, но... Но маркетинг - это и стратегическая наука, и если говорить конкретно о маркетинге территории, то с его помощью можно просчитать основополагающие принципы, по которым она должна развиваться.

Вообще, есть три наиболее распространённые стратегии развития территории. Первая - это стратегия развития промышленности, её реализацию мы, к примеру, можем сейчас наблюдать в Китае, где сделали ставку на так называемую "мировую фабрику". Вторая - стратегия развития человека (турист, инвестор и так далее). Она реализуется, например, в Европе. Третья - стратегия развития инноваций. Примером является Силиконовая долина, где сосредоточены наукоёмкие производства.

Что касается Челябинской области, мне кажется, мы взялись решать проблему развития региона не с того края. К примеру, мы активно проводим конкурсы на лучший значок, символ, песню о Челябинске, а ведь это самая последняя стадия в становлении имиджа территории. Вначале давайте окончательно определимся со стратегией: мы остаемся промышленной территорией или же намерены сделать ставку на развитие туристической составляющей, а может, будем позиционировать себя как наукоёмкий регион? Может быть, мы выберем иное направление, и пойдём по кластерному пути развития, при котором область будет поделена на зоны с отдельными стратегиями развития? Так что, песни потом, вначале нужно понять, о чём эти песни слагать.

Кстати, лично я склоняюсь к кластерному типу развития для Челябинской области. Мне кажется, к такой стратегии подталкивают и экономические, и географические, и природно-климатические особенности региона.

- А некоторые территории, насколько мне известно, делают ставку не на географические и экономические особенности, а, к примеру, на спорт.

- Да, такие примеры есть. Казань позиционируется как город российских чемпионов. Спортивные достижения наших земляков могут стать определённой визитной карточкой и Челябинской области. Но, чтобы это произошло, необходимо ответить на вопрос: "Мы спорт используем как инструмент политических игр либо мы, действительно, радеем за него"? В Челябинске, к сожалению, пока чаще приходится сталкиваться с тем, что более справедлива первая часть вопроса. Чаще интересы отдельных кланов, политических групп, а не интересы всей территории определяют, какое внимание уделяется тому или иному виду спорта, той или иной команде. А в таком случае, к примеру, тому же ХК "Трактор" ещё долго не стать визитной карточкой региона.

- Вопрос из области тактики. По моему мнению, недавно по Челябинску был нанесён серьёзный имиджевый удар. Объясните, как получилось, что город "Трактора", Митяева, в конце концов, Танкоград, сегодня в глазах молодых россиян ассоциируется лишь с героями "Нашей Раши" Дулиным и Михалычем?

- Проблема заключается в том, что за последние десятилетия это был, пожалуй, единственный яркий момент в российском информационном поле о Челябинске. Были бы другие моменты, никто бы и не вспомнил о Дулине. Это лишний раз подтверждает то, что у нашей территории отсутствует продуманная имиджевая политика. Надеемся, что наш бизнес-форум "Маркетинг побед" в какой-то части начнёт изменять данную ситуацию.


СПРАВКА

Бизнес-форум "Маркетинг побед" - проект, который реализуется Уральской группой рекламных агентств, входящих в Ассоциацию коммуникационных агентств России. Подобное мероприятие уже успешно прошло в ряде городов Урала. Так, в Тюмени компания "Маркетинг-Консультант" провела форум в конце сентября-начале октября этого года, в Екатеринбурге его организовала коммуникационная группа "МедиаПартнёр", в Перми - рекламная группа "Майский жук" и компания "ЦиркусМаксимус". Эти мероприятия не были калькой друг друга, специфика каждого региона повлияла на формирование тем и секций бизнес-форума, что сделало событие в каждом из городов, по сути, уникальным. Организаторами проекта в столице Южного Урала выступают Рекламно-имиджевое агентство "Иероглиф" и Агентство маркетинговых решений "МАК-групп". Бизнес-форум проводится при поддержке Министерства экономического развития Челябинской области, Челябинского регионального объединения ПРОМАСС и Союза женщин-предпринимателей Челябинской области "Союз успеха".

Смотрите также: