Участие в мероприятии приняли:
- Санникова Вера Михайловна, начальник управления развития телекоммуникаций, связи и телерадиовещания Министерства информационных технологий и связи Челябинской области;
- Чернышев Денис Валерьевич, директор по работе с массовым сегментом Челябинского филиала ПАО «Ростелеком»;
- Карманович Евгений Иванович, заместитель технического директора Челябинского филиала ПАО «Ростелеком»;
- Маркин Андрей Владимирович, директор ООО «Стримлет»;
- Токарь Владимир Георгиевич, руководитель отдела развития ООО «Стримлет».
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
В 2010 году Дмитрий Медведев заявил, что рассчитывает на увеличение количества пользователей Интернета в нашей стране до 90%. Два года назад министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров поставил задачу к 2018 году обеспечить современными услугами связи 95% населённых пунктов с населением от 250 человек. Выполнимы ли эти планы в нашем регионе?
Санникова В.М.: Проблема злободневная и волнует многих. Несмотря на общий упадок производства в стране, связь развивается гигантскими шагами и приносит доход. Челябинская область находится в стабильном динамичном состоянии, а объем услуг связи за девять месяцев 2015 года по сравнению с 2014 вырос на 8%. Это очень хороший показатель, так как в среднем по стране он составляет всего 2-3%. Уровень проникновения сотовой связи тоже достаточно высок - около 200%. Цены на мобильную связь и мобильные тарифы в городе Челябинске значительно ниже, чем в других городах Уральского Федерального округа. Мобильным интернетом сегодня пользуются около 30% всех абонентов сотовой связи.
Связь развивается, растет и ее качество. За прошлый год в Челябинской области было построено 500 станций связи четвертого поколения (или 4G). Доля домохозяйств, имеющих доступ к интернету в 2012 году составляла 65%, в 2013 - 70%, а в 2014 - 72,5%. То есть продолжается рост информатизации общества. Доля линий фиксированного доступа к интернету в городе Челябинске самая высокая в Уральском Федеральном округе - 21 единица на 100 человек населения.
Но основной проблемой в этой области является проблема цифрового неравенства. Если в больших городах провайдеры конкурируют между собой за доступ к домохозяйствам, то в малых населенных пунктах отсутствует заинтересованность операторов в предоставлении услуг связи. В городах доля пользователей сети Интернет около 80%, тогда как в небольших населенных пунктах - 60%. По статистике, в Челябинской области из 1198 населенных пунктов, с населением до 3000 человек, только 131 (11%) имеет широкополосный доступ в интернет со скоростью от 10 Мбит/с. В связи с этим принята новая редакция Закона о связи, где поставлена задача – обеспечить малые населенные пункты широкополосным доступом в Интернет. Между Федеральным Агентством связи и компанией Ростелеком заключен договор об универсальных услугах связи, по которому во всех населенных пунктах Челябинской области с населением от 250 до 500 человек должны быть построены универсальные точки доступа. В 2015 году 11 из них обеспечено Интернетом.
Компания «Ростелеком» реализует федеральный проект «Устранение цифрового неравенства». Расскажите, в чем его суть?
Карманович Е.И.: Проект по устранению цифрового неравенства в России охватит порядка 14 тысяч деревень и сёл и около 4 миллионов населения. Если говорить о натуральных объемах строительства в километрах, то будет проведено около 215 тысяч километров волоконно-оптических линий связи! Что касается Челябинской области, то в планах «Ростелеком» подключение 258 населенных пунктов к сети Интернет до 2018 года. Эта программа охватит порядка 90 тысяч человек. Строительство будет сосредоточено в шести районах Челябинской области - Кунашакском, Красноармейском, Сосновском, Октябрьском, Уйском и Чебаркульском. В других районах стройка также будет производиться, но в меньшем объеме.
Какой финансовый лимит предусматривает реализация этого проекта?
Чернышев Д.В.: Общий объем программы (258 точек доступа) составляет около 1 миллиарда рублей.
Почему «Ростелеком» участвует в осуществлении программы по устранению цифрового неравенства как единственный исполнитель?
Санникова В.М.: Постановлением правительства компания «Ростелеком» определена единственным оператором по предоставлению универсальных услуг связи. А новые точки доступа в малонаселенных пунктах строятся по программе предоставления услуг, гарантированных государством, то есть универсальных.
Чернышев Д.В.: Только «Ростелеком» обладает необходимым опытом и инфраструктурой для реализации таких масштабных проектов в рамках РФ. У компании уже есть волоконно-оптическая сеть протяженностью более 500 тысяч километров, на базе которой будут подключаться населенные пункты. Никакой другой оператор России подобной инфраструктурой не обладает.
Хотелось бы обратиться к представителям компании «Стримлет». Какой вклад вы вносите в осуществление данной программы?
Маркин А.В.: Компания «Стримлет» - молодой интернет провайдер и стремится привести интернет в каждое домохозяйство. Мы строим свою транспортную сеть для оказания услуг в сфере телекоммуникаций и связи. Приоритетным направлением нашей деятельности является предоставление доступа в Интернет в частный сектор, коттеджные поселки, малоэтажные дома и садовые товарищества Челябинска и Челябинской области, которые не представляют коммерческого интереса для крупных интернет-провайдеров. Таким образом, мы вносим свою лепту в процесс устранения цифрового неравенства в области.
На каких территориях вы ведете работу?
Маркин А.В.: Наша компания существует с 2011 года. За это время нами построена транспортная сеть в частном секторе Ленинского, Курчатовского и Металлургического районов города Челябинска и прилегающих пригородных поселков, таких как Смолино, Исаково, Новосинеглазово, Полевой, село Вознесенка, Казанцево и Новоказанцево. В некоторых населенных пунктах представлена пока минимальная полоса в 5 Мбит, но мы планируем предоставлять услуги телевидения и телефона, а также увеличивать скорость: от 10 Мбит/с и выше. На данный момент к нам подключено около двух тысяч домохозяйств. В основном люди используют беспроводной Интернет. Мобильный доступ в Интернет - это побочная услуга сотовых операторов, созданных, прежде всего, для передачи голосовой информации, а не маршрутизации пакета данных.
Основные сложности, возникающие в процессе нашей деятельности - это большое количество административных и бюрократических барьеров, препятствующих развитию компании, а именно: затягивание процессов согласования, выдачи ТУ и предоставления инфраструктурных объектов в аренду обслуживающими организациями.
Какие административные барьеры препятствуют компаниям, предоставляющим услуги связи? С чем это связано?
Санникова В.М.: Без государственной поддержки организовывать подобные социальные проекты очень сложно. Согласование условий, выдача ТУ и другие проблемы не решаются на региональном уровне. Если есть обращения, то мы обрабатываем их в частном порядке и пытаемся решить проблему. Мы активно работаем по вопросу снижения арендной ставки для операторов связи, в частности, объектов государственной собственности. Как только эти меры поддержки будут организованы на государственном уровне, у нас появится возможность выйти на муниципальный уровень. Мы заинтересованы в подобных небольших организациях и будем стараться помочь.
У нас есть обращение жителя Челябинской области, в котором он говорит, что его не устраивает стоимость услуг связи, предоставляемых единственным доступным на данной территории провайдером. Как мы можем помочь в данной ситуации? Наше управление направляет запрос провайдерам, осуществляющим свою деятельность на территории города. А они, в свою очередь, решают, кому из них наиболее экономически выгодно предоставить доступ к сети Интернет в данный населенный пункт.
Насколько выгодно таким крупным компаниям, как «Ростелеком» сотрудничать с такими компаниями, как, например, «Стримлет»?
Чернышев Д.В.: Мы готовы к сотрудничеству с любыми компаниями, особенно в рамках реализации таких высокосоциальных проектов. Когда мы говорим о проекте устранения цифрового неравенства в Челябинской области, речь идет о населенных пунктах, значительно удаленных от города Челябинска, а не о ближайших районах. Финансового обоснования строить там сети ни у кого нет. В большинстве этих населенных пунктов нет даже сотовой связи. Потому что получаемые оттуда денежные средства не покроют даже текущих затрат, не говоря уже об окупаемости инвестиций. На уровне правительства принято решение, что в нашей единой стране все жители должны получать единый перечень услуг, в который входят и государственные услуги. Будь мы частной компанией, мы бы не взялись за такой проект.
Будет ли спрос на информационные услуги в данных малонаселенных пунктах?
Чернышев Д.В.: Да. За 2015 год нами запущено 11 точек доступа к Сети Интернет. Общий объем входящего трафика - около 500 Гб, количество активных сессий - до 5 тысяч. В населенных пунктах подключаются две сети: RT Open, где пользователь может ввести свои данные и получить логин и пароль и RT Free. Сеть RT Free является бесплатной после регистрации пользователя. Но с нее можно заходить только на те сайты, которые утверждены Министерством связи, а это все сайты по государственным услугам.
Есть сеть RT Wi-Fi, стоимость которой составляет 45 рублей в месяц. В данной сети пользователь может пользоваться услугами широкополосного доступа, как обычный абонент.
Сталкивается ли компания «Ростелеком» с проблемами? Или это бич только маленьких компаний?
Карманович Е.И.: Наиболее острыми являются проблемы по взаимодействию с другими операторами и с собственниками инфраструктуры (например, РАО ЕЭС).
Готовы ли вы предоставить в аренду опоры линий передач вашей компании?
Карманович Е.И.: Обращения других операторов только приветствуются. Но необходимо понимать, что у нас существует своя политика, в том числе и ценовая. Собственником опор линий передач является Государственное собрание. Компания не может идти против тарифов, установленных государством.
Какой процент населения Челябинской области пользуется интернетом и в каких целях?
Санникова В.М.: Есть официальные данные статистики. Основной процент населения пользуется Интернетом для получения доступа к информации и для общения в социальных сетях. Последний год растет количество пользователей, которые получают дистанционное образование, но этот процент существенно ниже.
Чернышев Д.В.: Абоненты, у которых в семье есть дети школьного возраста, используют Интернет также для доступа к «электронной школе».
Санникова В.М.: Хотелось бы обратить внимание на то, что люди имеют возможность получать государственные услуги, не выходя из дома. Это очень удобно и экономит время.