aif.ru counter
216

Чтоб урезонить мобильных мошенников, надо открыть второй счёт на телефоне

Фото А.Суворина / АиФ

На днях челябинке Зое Проскуряковой на мобильник позвонил молодой человек. В трубке хрипело и трещало, но она разобрала отдельные слова: «Мама! У меня неприятности, срочно нужно передать сумму 1000 рублей через одного человека!» Зоя не растерялась и уточнила, её ли это сын, Сёма. Получив положительный ответ, расстроенным голосом проговорила: «Видишь ли, Сёмочка, я не знаю, как тебе сказать… Но тебе всего лишь один год и четыре месяца. Что за проблемы, сынок?»

- Большинство мошенничеств рассчитаны именно на человеческий фактор, - комментирует начальник Управления развития телекоммуникаций, связи и телерадиовещания областного Минсвязи Вера САННИКОВА. – В одних случаях это могут быть подобные звонки, в других – эсэмэс-сообщения. Поэтому абоненты должны быть более внимательными и менее любопытными в отношении странных эсэсэмэсок и эмэмэсок, не открывать подозрительные ссылки, перепроверять звонки сомнительного характера, а не бежать сломя голову с пачкой денег в неизвестном направлении.

Для лишних услуг – второй счёт

Полтора месяца назад вступили в силу новые поправки к федеральному закону о связи, которые должны были урезонить мобильных мошенников. Каким же образом?

- Вступившие в силу поправки вводят понятие «контентные услуги» и правила их оплаты, - объясняет заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской  - области Александр ПЛАКСИН. - Контентные услуги – это услуги связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности, в том числе это услуги по предоставлению абонентам возможностей получать справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосованиях, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях. Контекстные услуги могут оказывать как сами операторы связи, так и другие лица по договору с ними. Так вот новые поправки дают абонентам право написать заявление оператору связи и открыть отдельный лицевой счёт на оказание контентных услуг.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

Таким образом, их оплата будет производиться только с этого счёта, и если на нём не будет денег – не будут оплачиваться контентные услуги. Без подобного заявления от абонента всё для него останется по-старому: счёт как был, так и остаётся единым, – и для оплаты непосредственно услуг связи, и для оплаты контентных услуг.

Без разрешения не спишут

Ещё одно немаловажное новшество: если ранее человек мог нечаянно начать какую-либо кнопочку на телефоне и тем самым, не зная того, подписаться на некие услуги, то теперь без непосредственного согласия абонента на эти услуги не обойтись.

- У нас случались прецеденты, когда деньги бесконтрольно уходили с абонентских мобильных счетов, - признаётся директор челябинского регионального отделения уральского филиала ОАО «МегаФон» Игорь ОСТАТЮК. – Особенно если телефоном некоторое время распоряжался ребёнок, он нечаянно подписывал родителей на получение гороскопов или запускал дорогие игровые приложения. Когда наши абоненты утверждали, что никакие услуги не подключали или что-то подключили случайно, мы всегда шли им навстречу и возвращали  деньги.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

В целом можно сказать, что 1 мая не явилось ключевой датой для местных операторов сотовой связи. Так, в компании «Билайн» работать с недоброжелательным контентом начали давно, ещё не дожидаясь 1 мая, когда поправки вступили в силу.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

- В октябре прошлого года мы разработали новую стратегию «Просто. Удобно. Для тебя», название которой стало новым девизом компании, - рассказывает директор Челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Андрей ВДОВИН. – Если абонент решил загрузить какую-то игру, его обязательно переспросят, уверен ли он в своих действиях, и известят о стоимости игры. Более того, ежемесячно мы напоминаем абоненту о том, какие услуги у него подключены. Через 90 дней оказание всех услуг приостанавливается, при необходимости абонент их продлевает.

Компания МТС ведёт работу с нежелательным контентом с 2012 года: именно тогда была проведена глобальная ревизия договоров с контент-провайдерами. Фактически появился чёрный список проблемных контент-провайдеров, были колоссально увеличены штрафы для тех из них, кто навязывал свои услуги абонентам без их согласия. Несколько таких штрафов могли ликвидировать провайдера вообще.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

- После этого количество жалоб наших абонентов на получение нежелательного контента сократилось в десять раз, - отмечает коммерческий директор МТС в Челябинской области Андрей ЕЛИЗАРОВ.

Миллиард лишних эсэмэс

- Помимо нежелательных контент-услуг есть частный смс-спам, который, наверное, не обошёл ни одного из мобильных операторов, - продолжает тему коммерческий директор Tele2 Челябинск Михаил ЛЕЙЗЕРОВ. – Мы подсчитали: наш абонент в прошлом году ежемесячно получал около пятнадцати ненужных эсэмэсок типа «купи-шашлык», «закажи-такси» и т.д. В этом году, благодаря заключению прямых договоров с смс-агрегатами количество эсэмэс с внешних сетей сократилось в два раза.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

- Мы также стараемся блокировать спам, который идёт к нашим абонентам с коротких номеров, - констатировал факт Игорь Остатюк. - Например, за прошлый год мы избавили наших абонентов от миллиарда ненужных эсэмэсок! Блокировать спам с десятизначных номеров несколько сложней, но и его стараемся отслеживать, в этом нам помогают сами абоненты.

В Роскомнадзоре отметили, что спам (рассылка рекламы) проводится не контент-провайдерами, прислать эсэмэску может любой с любого телефон. Поэтому жалобы граждан о спаме рекламного характера, как правило, передаются в антимонопольную службу.

На что жалуются абоненты?

В областном Минсвязи работу сотовых операторов называют грамотной и добросовестной.

- По крайней мере, те обращения от граждан, которые мы получаем, ни разу за всё время существования министерства не были связаны с мобильным мошенничеством, - заявила Вера Санникова. - Чаще всего это были жалобы на недостаточное качество сигнала на определённой территории.

- Мы делим жалобы граждан на два вида – это жалобы на оператора связи и на контент-провайдера, - рассказал начальник отдела надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Челябинской области Сергей СИМАКОВ. – Если говорить о жалобах на первого, то их количество снизилось в разы после того, как начала действовать процедура переносимости номеров. Операторы, видимо, заинтересовались в сохранении своей активной абонентской базы и в том, чтобы предпочтение не отдавались другим операторам сотовой связи.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

- Ещё бы, у нас рынок в России достаточно конкурентен в сфере сотовой связи, а Южный Урал - вообще один из тех регионов страны, где конкуренция самая высокая! – парировал Елизаров. - У нас на текущий момент пять операторов связи, в России всего десять подобных регионов. Условно небольшой доход, который мы могли бы получить с конкретного контента, и потеря из-за того, что абоненту она придётся не по душе и он уйдет от нас, несравнимы. Поэтому для оператора связи гораздо важнее получать от абонента тот доход, который он осознанно понимает.

Чаще врут насчёт мобильного банка

Пик преступности, связанной с контент-услугами, случился в Челябинской области год-два назад. Тогда с телефонов людей на короткие номера поступали денежные средства в больших объёмах. Сейчас основной тип мобильных мошенничеств заключается в заражении телефонов абонентов различными вредоносными программами, а также в использовании телефонов для переводов денежных средств, для хищения денег с абонентских счетов.

- Очень часто мошенники используют при обмане абонентов мобильный банк, - рассказал заместитель начальника отдела «К» ГУ МВД России по Челябинской области Андрей ХАЛИЛОВ. - Этот мобильный банк привязан к сотовым телефонам держателей кредитных карт. Зачастую абоненты не придают должного внимания процедуре регистрации и управления эсэмэсками, легкомысленно следуют по различным ссылкам и тем самым подвергают свой телефон заражению и теряют деньги. То есть денежные средства из банка сначала переводятся на мобильный счёт абонента, а затем переводятся разными способами на другие каналы – на чужие мобильные телефоны, на чужие карты, на счета мошеннических организаций.

В отделе «К» мобильное мошенничество делят на три типа:

- когда мобильник участвует в передаче голосовой информации, и абонента вводят в заблуждение с целью получения с него денежных средств (пример типа «Ваш сын попал в аварию…»);

- когда телефон участвует в переводе денежных средств;

- когда с помощью мобильного телефона (как правило, смартфона) мошенничество совершается в интернете.

- Все мошенничества раскрываемы! – заявил Халилов. - С операторами мы работаем очень тесно. Единственная проблема – временной промежуток, в который необходимо уложиться оперативному сотруднику, чтобы собрать доказательную базу, улики и материалы. Этот промежуток очень короткий: от момента хищения денежных средств до их вывода может пройти всего несколько часов. Поэтому чаще всего приходится проводить расследование по факту, когда преступление уже совершено.

К слову, мобильное мошенничество в следственной практике квалифицируется по статьям  158 (кража) или 159 (введение лица в заблуждение с целью хищения у него денежных средств) и предусматривает лишение свободы от двух до десяти лет в зависимости от размера похищенных денежных средств.

Ежегодно на Южном Урале совершается 300-400 мобильных преступлений.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ

Как узнать о своих подписках?

МЕГАФОН: *505#

БИЛАЙН: наберите 07226

ТЕЛЕ 2: *153#

МТС: *111*919# - это отказ от всех платных подписок

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах