В пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялось мероприятие, посвящённое Всемирному дню донора крови, который ежегодно отмечается 14 июня. Участие приняли первый заместитель министра здравоохранения Челябинской области Агата Геннадьевна Ткачёва и главный трансфузиолог Челябинской области Галина Аркадьевна Рудакова.
Представляем Вашему вниманию стенограмму мероприятия.
Ведущий: Сохраняется ли в Челябинской области дефицит компонентов донорской крови?
Ткачева А.Г.: В учреждениях здравоохранения Челябинской области на сегодняшний день вся потребность в крови и компонентах полностью удовлетворена. Тем не менее, актуальным остаётся вопрос по дефициту донорских кадров. Дело в том, что два года назад случился ощутимый провал донорской базы: с 50 тысяч доноров в год мы скатились до 25 тысяч. Ситуация постепенно выравнивается, мы стараемся выходить на прежние цифры, но всё же ещё далеки от гарантированно стабильного объема донорской крови и донорской плазмы. Так, за 2013-й год количество доноров увеличилось до 29 тысяч человек. По сравнению с аналогичным периодом времени прошлого года (с января по май включительно) число доноров в области увеличилось на 20%, объём заготовленной крови – на столько же.
Рудакова Г.А.: Кроме того, мы работаем и над проблемой качества материала. Для того, чтобы кровь была безопасной, донор должен сдавать её регулярно, несколько раз в год, а не раз в год или раз в несколько лет. Мы стараемся формировать категорию активных регулярных доноров, которые следят за своим здоровьем. Их кровь гарантированно безопасна. От одного такого донора мы имеем за год 3, 5, 7 или даже 8 порций крови или её компонентов. Таким образом, мы сохраняем необходимый объём заготовки крови меньшим числом доноров, чем в прежние благополучные годы. Для того, чтобы мы при необходимости могли выдать одномоментно много нужной крови, нам нужно иметь так называемый резерв, определённый запас донорских кадров, которых мы в любой момент можем пригласить на станцию переливания крови.
Если дефицита нет, то как же тогда объяснить те многочисленные сообщения в соцсетях, когда люди ищут доноров для своих больных детей?
Ткачева А.Г.: Видимо, речь идёт о детях, больных онкологическими заболеваниями. В любом субъекте РФ эти случаи индивидуальны и редки.
Рудакова Г.А.: Это те пациенты, которые не могут жить без переливания компонентов крови, нуждаются в этом переливании постоянно. В целом дефицита компонентов крови нет. Например, сегодня на станции, как и всегда, имеется пятидневный запас эритроцитной массы и примерно столько же плазмы для переливания. Но надо отметить, что у нас не четыре группы крови, как все думают, и даже не восемь с учётом положительного и отрицательного резусов. В клинической практике используются тридцать две разновидности группы крови! Представьте, если окажется так, что одновременно в двух-трёх больницах области пациентам с редким фенотипом потребуется кровь? Естественно, доноров с такими индивидуальными особенностями группы крови мало. А если пациенту требуется переливание крови от нескольких доноров этой группы?.. Тогда и возникает такая ситуация, о которой вы упоминаете. Но в таком случае лечащие врачи нам делают заявку, составляют план лечения этого пациента на перспективу. Например, говорят: «В течение этой недели мы должны провести такому-то пациенту четыре трансфузии по столько-то миллилитров». И тогда мы целенаправленно работаем с той группой доноров, которая необходима. Их контакты сохраняются в донорской базе, мы их обзваниваем с просьбой помочь другому человеку. Люди откликаются.
А мы делимся кровью с другими регионами? Или, может, сами когда-нибудь занимали?
Рудакова Г.А.: Каждый регион обязан сам себя обеспечивать элементами крови и её компонентами. Поэтому во всех субъектах федерации имеется своя собственная служба крови. Поймите, компоненты крови – это живая субстанция. Эритроциты имеют свойство стариться, у них происходит метаболизм, требуются очень жёсткие условия для их хранения и транспортировки. Например, тромбоциты любят комнатную температуру +25 градусов и любят, чтоб их потряхивали. Понятно, что поездки до Екатеринбурга в массовом порядке тромбоциты не перенесут. Могу сказать как трансфузиолог, что Челябинская станция переливания крови является методическим центром для восьми соседних регионов (Свердловской, Тюменской и Курганской областей, Пермского края, Оренбурга, Башкортостана и Удмуртии) по трансфузиологии. Ранее мы ежегодно ездили друг к другу с так называемыми взаимными перекрёстными проверками, что по сути дела являлось учёбой и перениманием позитивного опыта. Кроме того, ежегодно проводится зональное совещание специалистов службы крови (в этом году оно состоится в Башкортостане), где мы друг другу рассказываем о своих достижениях. Ежегодно мы готовим статистический государственный отчет о работе службы крови наших регионов и я отправляю его в федеральный Минздраву. На основании последних отчётов могу сказать, что Челябинская область выглядит достойно наряду с нашими промышленно развитыми и богатыми соседями.
Кто может стать донором и как нужно готовиться к сдаче крови?
Ткачёва А.Г.: Донором может стать гражданин РФ старше 18-ти лет и подходящий по состоянию здоровья. Есть и другие требования к донору: у него должна быть регистрация в Челябинской области не менее одного года. Таким образом мы гарантируем инфекционную безопасность крови и её компонентов для жителей нашего региона.
Рудакова Г.А.: У некоторых заболеваний, которые передаются через кровь (ВИЧ, гепатит и др.), очень длинный инкубационный период. Для нас очень важно не допустить до донации человека, который потенциально может быть инфицирован. Если даже в родственном окружении потенциального донора имеются инфицированные лица, об этом сообщается по нашим официальным каналам, и до донорства человека не допускают.
Кто может стать донором? Как нужно готовиться к сдаче крови?
Рудакова А.Г.: Стать донором достаточно сложно, потому что для обеспечения безопасности пациента, которому переливается кровь, к состоянию здоровья донора и даже к его режиму дня предъявляются большие требования. По нашей статистике, от 30-ти до 50% желающих сдать кровь не допускаются к донациям по медицинским показаниям. Студенты после бессонной ночи – самый частый пример. Недосыпание извращает физиологическую реакцию организма на кровопускание. Поэтому у невыспавшегося или голодного человека при кровопускании может возникнуть темнота в глазах, дурнота, обморочное состояние.
Сколько Почётных доноров в Челябинской области? Какие льготы они имеют?
Ткачева А.Г.: На сегодняшний день в Челябинской области проживает более 19 тысяч Почётных доноров. Они имеют право выбора времени отпуска у работодателя, право на первоочередное обслуживание в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения, им всегда в первую очередь можно приобрести путёвки на санаторно-курортное лечение, а также они получают от государства денежные выплаты (около 10 тысяч рублей в год).
Рудакова Г.А.: Несколько лет назад был один вариант донации – кроводача. Сейчас можно сдать кровь, можно отдельно сдать плазму, эритроциты или тромбоциты (клетки крови). В зависимости от вида донации интервал между ними определён приказом Минздрава РФ. Для кроводачи он составляет 60 дней (мужчина может сдать в год не более пяти раз, женщина – не более четырёх), для плазмодачи – две недели, для тромбоцитов – от двух недель до месяца. При смешанных кроводачах интервалы иные, они определяются врачом-трансфузиологом, как и собственно допуск до донации.