Вопросы экономики являются одними из важнейших для депутатов Законодательного собрания Челябинского области. Как и всей стране, южноуральским парламентариям предстоит выполнить задачу по модернизации, поставленную президентом.
Все ли делается для поддержки предпринимательской деятельности? Что мешает малому и среднему бизнесу? Какие реальные рычаги есть у областного парламента, чтобы повлиять на ситуацию? Об этом и многом другом мы беседуем с председателем комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного собрания Челябинской области Дмитрием Мешковым.
И знакомое, и новое
- Изменились ли ваши приоритеты, направления в работе в парламенте нового созыва?
- Что касается приоритетов, то, как знаете, раньше я трудился в комитетах по бюджетной и аграрной политике. Сейчас возглавил комитет по экономической политике и предпринимательству. Кое-какие направления, безусловно, пересекаются с моей прежней деятельностью в Законодательном собрании, так что не могу сказать, что столкнуться пришлось с чем-то совершенно новым.
- Вы только начали работать в комитете. Есть ли уже первые вопросы, проблемы, которые сразу бросились в глаза?
- Да, я сразу обратил внимание на один недостаток. Понимаете, в любом бизнесе большое значение уделяется эффективности вложенных средств. Если уж выделили средства, то после необходим анализ - какова отдача? А тут, при изучении ряда программ, я столкнулся с тем, что должного анализа, по сути, нет. Иной раз видишь - так, программа развития народных промыслов, выделено аж 6 миллионов рублей! Но понять, удалось ли добиться намеченных целей, невозможно. Ведь должен быть в итоге рост числа предприятий, рабочих мест. Будем работать над тем, чтобы был реальный контроль за отдачей от вложенных средств.
- Какие задачи остались прежними? Может, не удалось что-то реализовать ранее на прежнем посту?
- В целом я доволен результатами. Считаю, что всех поставленных целей мы достигли, конечно, это не значит, что в том же аграрном секторе ничего больше делать не надо. Я по-прежнему слежу за ситуацией в сельском хозяйстве. К примеру, недавно обсуждали меры поддержки селян - согласитесь, это имеет самое прямое отношение и к подведомственному мне комитету по экономической политике и предпринимательству.
От заявлений к делам
- А как может ЗСО помочь развитию предпринимательства в регионе?
- Отдельные меры уже принимались. Скажем, были созданы бизнес-инкубаторы - целые здания с техникой. Начинающие предприниматели, фирмы могли там занимать помещения и платить в первый год чуть ли не условную арендную плату, во второй год чуть повыше и так далее, пока не встанут на ноги.
Но любую идею можно извратить. На бумаге бизнес-инкубаторы должны были дать толчок развитию инновационной деятельности, однако в реальности ничего подобного не произошло. Люди просто пользуются низкими арендными ставками, налицо злоупотребления, недоработки. Я разговаривал с людьми, изучал ситуацию. Думаю, что необходимо менять существующее положение вещей. Если уж даем преференции, то и отдача должна быть соответствующая!
Нужны и другие меры - различная финансовая поддержка, гранты, компенсации процентной ставки по кредиту. Но и тут должен быть контроль и анализ - есть сомнения в беспристрастности при распределении такой помощи.
- Как мы выглядим в этом плане по сравнению с соседями? Ведь есть регионы, где малый и средний бизнес хорошо развит - в Костромской, Новгородской областях...
- Конечно, опыт других регионов тоже будем брать на вооружение. Мой коллега по комитету депутат Константин Захаров самым тщательным образом подходит к вопросу инноваций, изучает как отечественный, так и зарубежный опыт. Мы с ним постоянно обсуждаем эту проблему, ищем новые пути, решения. В частности, необходимо наладить более эффективное взаимодействие с наукой - это ведь давняя проблема страны. Придумать можем многое, а вот внедрить...
- Кризис показал, что полагаться на одни лишь крупные предприятия нельзя. Будет ли в связи с этим скорректирована экономическая политика?
- Крупные промышленные предприятия, безусловно, это наше все. Они создавались потом и кровью, да и сейчас являются основой экономики Челябинской области. Они выполняют и огромную социальную роль, отчисляя налоги в бюджет, предоставляя рабочие места. В отношении таких предприятий не надо что-то кардинально менять - они работают стабильно. И как показал кризис, в общем, способны держать удар.
С другой стороны, все понимают, что малый и средний бизнес надо развивать. Потенциал у данной сферы экономики громадный - и по производству, и по услугам, и по тем же инновациям. Малый и средний бизнес ведь, по сравнению с крупным, более мобильный, более оперативно реагирует на изменения рынка, приспосабливается к нему. На небольшом предприятии можно быстрее применить какие-то новые технологии и решения.
- И тот же малый и средний бизнес может быть своего рода «подушкой безопасности» при кризисе - поглощать высвобождаемые трудовые ресурсы...
- Верно. В Европе в маленьких городках вся экономика держится на малых предприятиях, У нас, к сожалению, до этого пока далеко. По рейтингу Мирового банка наша страна по созданию благоприятных условий для бизнеса где-то во второй сотне. Это, согласитесь, ненормальное положение вещей. Много говорят об этом, но большей частью все на уровне заявлений. Надо эту ситуацию менять.
Но я сторонник такого подхода, когда сначала проводится всесторонний анализ, а уже потом предлагать идеи. Многие беды у нас возникают от того, что бросаются предлагать что-то, внедрять, прежде, чем проблема должным образом изучена.
Обновление - это всегда хорошо
- С чем связано ваше решение работать на не освобожденной основе?
- Работа на реальном производстве всегда была для меня интересна. Политика - это, конечно, довольно своеобразный круг деятельности. Есть люди, которые посвящают себя исключительно политике. Я так не могу.
- Если какие-то предложения вашего комитета не находят поддержки, как вы поступаете - полностью отказываетесь от идеи, как-то трансформируете ее или настаиваете на своем?
- Я спокойно к этому отношусь. Значит, в чем-то мы недоработали, чего-то не хватило. Или доказывали свою точку зрения недостаточно убедительно, или же сама идея была, по сути, ошибочная.
Понимаете, по моему мнению, депутаты парламента - самодостаточные, мудрые люди. Среди них много руководителей с большим опытом, так что к их мнению следует прислушиваться.
- Состав Законодательного собрания серьезно обновился в нынешний V созыв. Удалось ли уже наладить рабочие отношения с кем-то из новых депутатов?
- Состав Законодательного собрания действительно сильно обновился - практически наполовину. Фракция КПРФ, например, полностью обновилась, фракция ЛДПР - на две трети. Во фракции «Справедливой России» тоже новые люди. Сам-то я пока общаюсь с депутатами, знакомыми мне по прежним созывам, но надеюсь познакомиться и сработаться с новичками.
Обновления всегда интересны и полезны - новые люди приносят новые свежие идеи, неожиданные подходы, Пока они только вливаются в депутатскую работу.
- В нынешний созыв вы также впервые были избраны одним из заместителей председателя Законодательного собрания - нагрузка, учитывая, что вы работаете на не освобожденной основе, немаленькая...
- В качестве заместителя спикера областного парламента я буду курировать те же вопросы, что и в комитете. И с остальными заместителями я давно знаком, плодотворно работаю далеко не первый год. Так что, думаю, справимся.
Досье
Мешков Дмитрий Федорович
Родился 22 августа 1970 года. В 1992 году окончил Московский институт Российского государственного торгово-экономического университета по специальности «экономист».
Работал заместителем главного бухгалтера АОЗТ "Продинтекс". В 1996по 2001 годах генеральный директор Сосновского КХП, с 2001 года и по настоящее время директор по коммерции и развитию ОАО «МАКФА».
Депутат Законодательного Собрания Челябинской области III, IV и V созывов.