Недавнее послание президента стало предметом самого активного обсуждения в Законодательном собрании Челябинской области. И не мудрено - многие прозвучавшие темы уже были подняты областным парламентом.
Где взять квалифицированные кадры, если в стране остаётся сложной демографическая ситуация? Как можно помочь многодетным семьям? Реально ли победить коррупцию? На эти и многие другие темы мы говорим с заместителем председателя Законодательного собрания Челябинской области Семёнем Мительманом.
Модернизация не только экономики
- Комментируя недавно послание президента, вы высказывались в пользу скорейшей модернизации. В чём, по вашему мнению, она должна заключаться? На чей опыт надо опереться, использовать?
- Мы сейчас выходим из кризиса, но важно не допустить стагнации, слишком медленного развития. Необходим новый взгляд и на политику, и на макро-, микроэкономику. Это и есть модернизация. Кроме того, необходим приток молодых кадров во все сферы жизни. Программа кадрового резерва во многом способствует программе модернизации.
Ту же задачу призваны выполнить законы о реформе МВД, системы образования, армии. Кстати, реформирование армии высвободит большое количество рабочих рук, необходимых при модернизации нашей экономики, причём, как правило, это хорошие специалисты. Не секрет, что сейчас особенно велика потребность в инженерах - армия нам их даст.
- Проблемами малого бизнеса вы занимались и прежде. Недавно был принят ряд мер на федеральном уровне для поддержки малого бизнеса. А в чём может быть оказана поддержка на региональном уровне?
- К сожалению, доля малого и среднего бизнеса у нас пока составляет лишь 20-22%. Необходимо довести её до 40-50%, как в развитых странах. Снижение налога на прибыль с 15 до 10% для ряда предприятий, новая патентная система, прочие меры - они призваны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Если говорить именно о Челябинской области, то мы выделили уже более 25 миллионов рублей из областного бюджета, которые пошли на самые разные формы поддержки - это и субсидии, и компенсации по кредитным процентам. Одна только Сатка получила из федерального бюджета около 70 миллионов рублей на развитие малого бизнеса, который для таких моногородов может стать настоящим спасением.
- А как же ситуация с увеличением единого социального налога? Не сыграет ли это отрицательную роль?
- Да, меня этот вопрос очень беспокоит. По инициативе президента примерно у 15% южноуральских предприятий единый социальный налог сохранится на уровне 26%. Но всё-таки удар может быть сильный - я опасаюсь, что зарплаты уйдут в тень, вернёмся к тому, от чего так старались уйти. Необходимы фискальные меры, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия подобного нововведения.
Плюсы бездетного налога
- Закон о преференциях многодетным семьям - как он будет работать на практике? Есть ли ещё способы поменять к лучшему демографическую ситуацию в области и стране?
- Хочу отметить, что мы в нашей области уже предпринимаем те меры, о которых говорил президент. В частности, приняли закон о статусе многодетной семьи - таковой признаётся каждая семья, где 3 и более детей. В Законодательном собрании мы выдвинули ряд инициатив - например, об увеличении пособия на семьи с приёмными детьми. Сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы многодетным семьям выделять не просто земельный участок. Сам по себе участок - это, конечно, хорошо, но без инфраструктуры это будет просто декларация.
Также надо создавать специальный ипотечный фонд для многодетных семей - с особыми условиями. Жилищный вопрос - ключевой при решении демографической проблемы. Материнский капитал даёт свой эффект, но, повторюсь, без решения жилищного вопроса существенного увеличения рождаемости нам не добиться.
- На днях Законодательное собрание области выступило с инициативой ввести налог на бездетность. Вы поддерживаете это решение?
- Поддерживаю, но при ряде условий. Он должен распространяться только на мужчин, а собранные деньги следует расходовать целевым образом - средства должны идти на детей, которые остались без родителей. Конечно, можно предполагать, что в обществе такой налог вызовет неоднозначную реакцию, но если деньги не пойдут в общий котёл бюджета, а будут расходоваться по целевому принципу, то дело это, безусловно, благое.
- Верно ли, что поставлена задача ликвидировать все детские дома в области?
- Мы стремимся к тому, чтобы все воспитанники детских домов обрели приёмных родителей. Те деньги, которые мы тратим на содержание подобных учреждений, лучше направить на выплаты приёмным родителям - это не только с морально-этической, но и с экономической точки зрения было бы выгоднее.
То же касается и решения вопроса с очередью в детские сады - почему бы не платить людям с опытом, которые могут позаботиться о детях? Сейчас мы обсуждаем эту инициативу. Как и предложение убрать наконец налог с благотворительной деятельности. Ведь как получается: заработал человек деньги, заплатил уже за них налоги, потом решил пожертвовать средства на хорошее дело и снова вынужден за это платить?
Расходы под контроль
- По роду своей деятельности вы отслеживаете на коррупционность все принимаемые документы. Какие способы в борьбе с этим злом вы считаете наиболее эффективными: максимально жёсткие меры, как в Китае, развитие гражданского общества, как в Европе, или, возможно, какие-то экономические механизмы?
- Здесь нужны только жесточайшие меры и равенство всех перед законом. И, конечно, политическая воля. Конечно, полностью искоренить коррупцию вряд ли возможно, этого нет даже в самых развитых странах. Но вполне реально покончить с массовым распространением данного зла.
- А какие законодательные инициативы могли бы в этом помочь?
- По моему мнению, нужен закон о контроле за расходами. За доходами у нас следят, все мы сдаём декларации, но это полумера. Вот если человек потратил больше, чем заработал, тогда есть все причины для тщательной проверки. Почему бы не сдавать нотариусу в начале и конце года конверты, где все расходы расписаны? Если у правоохранительных органов будут вопросы к какому-либо чиновнику, достаточно поднять один из этих конвертов. И всё сразу станет ясно.
Кроме того, очень бы пригодился нашей стране закон о «долговой яме». Ведь как сейчас происходит? Собрал человек деньги, обманул людей, а его к уголовной ответственности привлечь нельзя. Он же, мол, не отказывается вернуть деньги, просто сейчас не может, а когда ему это удастся, тоже неизвестно - никаких рамок. В то время как в царской России за такие дела сажали в тюрьму, и пока кто-либо не гасил долг, виновный сидел за решёткой. Если такой закон будет, это очень сильно охладит пыл всяких мошенников.
Для диалога открыт
- Можно ли уже дать оценку Законодательному собранию пятого созыва - есть ли принципиальные отличия от прошлых созывов, ведь состав обновился практически наполовину?
- Ну, давать оценки пока рано, состоялось лишь два заседания. Состав действительно новый. Главное, чтобы поработали мы не хуже, чем при четвёртом созыве. Тогда была отличная команда, которая трудилась без срывов и разногласий.
- Вы одним из первых начали вести «Живой журнал» в Интернете. Будете ли продолжать писать в Сети?
- Честно говоря, не уверен. Я заводил «Живой журнал» из стремления вести диалог, а любой диалог предполагает двустороннее желание в нём участвовать. Практика же показывает, что, к примеру, из 17 обращений только два толковые, а в остальных случаях идёт просто поток оскорблений. У людей зачастую отсутствует всякое стремление к нормальному разговору. Не у всех, конечно, но... Посмотрим, в конце концов у меня есть и другие формы общения с избирателями, гражданами. Для конструктивного диалога я открыт.
Досье
Родился в 1952 году в городе Миассе. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «технология машиностроения». Работал инженером на УралАЗе,заведующим лабораторией на заводе «Уралавтоприцеп», заместителем директора профессионально-технического училища. В 1993 г. организовал торгово-промышленную компанию «Мизар». В 1994 г. создал ассоциацию «Хлебпром». Депутат Законодательного собрания второго-пятого созывов. Доктор экономических наук. Автор нескольких книг и семи музыкальных альбомов.