Свердловская и Челябинская области объединились на строительстве высокоскоростной магистрали. К сближению, кроме общеэкономических факторов, регионы подтолкнула возможность проведения в Екатеринбурге «ЭКСПО-2025». По оценкам экономистов, магистраль, предварительная стоимость которой оценивается в 165 млрд рублей, позволит увеличить ВРП двух субъектов к 2030 году на 1,2 триллиона рублей. Кроме того, уже на стадии инвестирования проект обеспечит рост таких отраслей, как обрабатывающая промышленность, машиностроение, производство стройматериалов. С учетом экономической ситуации эксперты ожидают появления в проекте инвесторов из стран Азии, а также активного включения государственных структур в финансирование ВСМ, которая впоследствии будет интегрирована в транспортный коридор Москва – Пекин. Политологи в свою очередь указывают на высокую «концентрацию» в субъектах-партнерах проектов, имеющих геополитическое значение, что «обеспечит региональным властям дополнительную поддержку федерального центра».
Екатеринбург и Челябинск сделали сегодня еще один шаг к образованию одной из крупнейших конурбаций в России. В рамках Петербургского международного экономического форума ОАО «РЖД», Челябинская и Свердловская области подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург. Подписи под документом поставили президент РЖД Олег Белозеров, врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев и глава Южного Урала Борис Дубровский.
Отметим, ВСМ Челябинск – Екатеринбург предполагает строительство новой линии протяженностью 238 км, которая соединит столицы двух регионов. Проект интегрируется в глобальный высокоскоростной транспортный коридор Москва – Пекин. Предполагается, что время в пути скоростного поезда между миллионниками Екатеринбургом и Челябинском составит 1 час 10 минут. Предварительная стоимость уральской ВСМ – 165 млрд рублей. Проект планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства в порядке концессионного соглашения.
Сегодня стороны приняли решение о создании рабочей группы, в задачи которой войдут обсуждение и согласование основных конструктивных и технологических аспектов проекта, к чему также были подключены ОАО «Скоростные магистрали», ЗАО «ИГ РВМ Капитал» и созданное регионами хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль».
«Мы рассчитываем, что проект даст значительный кумулятивный эффект, дополнительную возможность привлечения инвестиций, и, конечно же, мы рассчитываем, что на этой магистрали будет работать наша железнодорожная техника. Кроме того, важна также интеграция между бизнесом Свердловской и Челябинской областей. Новая железнодорожная магистраль – это новые рабочие места, новые поезда, новые технологии», – прокомментировал итоги достигнутых договоренностей Евгений Куйвашев.
Борис Дубровский в свою очередь отметил, что ВСМ Челябинск – Екатеринбург станет основой для крупнейшей на Урале агломерации с населением свыше трех миллионов человек, подчеркнув накапливаемый эффект для обеих территорий.
В Челябинском правительстве также указывают новое значение, которое приобретает проект ВСМ в свете того, что Екатеринбург подал заявку на проведение всемирной выставки «ЭКСПО-2025». «Проведение выставки привлечет на Урал 40-50 миллионов гостей со всей планеты, и наличие таких проектов, как ВСМ, – одно из непременных условий к транспортной составляющей «ЭКСПО-2025». Более того. Часть мероприятий «ЭКСПО» в случае победы заявки Екатеринбурга пройдет в Челябинске, что подтвердила сегодня свердловская сторона», – рассказал начальник управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин.
О необходимости объединения вокруг крупных проектов говорят и другие эксперты, не исключая, например, совместной работы регионов над подготовкой заявки на проведение «ЭКСПО-2025».
«Все регионы будут работать над подготовкой заявки на «ЭКСПО». ВСМ тут добавляет Екатеринбургу потенциала для победы. Но саму выставку не разнесешь по разным точкам. Выставочная площадка представляет собой огромный комплекс, который загружен полгода. Отдельные приуроченные к выставке мероприятия могут быть перенесены на другие площадки», – отмечает политолог Вадим Дубичев.
Помимо актуальности проекта с точки зрения геополитических задач, эксперты особо выделяют экономический эффект, который получат регионы. По предварительным расчетам Центра экономики инфраструктуры, на второй год использования магистрали пассажиропоток на железной дороге между Екатеринбургом и Челябинском достигнет 2,4 млн человек (без учета трафика, связанного с «ЭКСПО»). В настоящее время железнодорожным сообщением между городами в год пользуются около 35 тысяч человек. Прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей к 2030 году за счет реализации проекта составит порядка 1,2 триллиона рублей. С учетом последующего включения ВСМ Екатеринбург – Челябинск в коридор Москва – Пекин экономические показатели поднимутся еще выше.
«Проект обеспечит не только рост пассажироперевозки, но и загрузку предприятий и, как следствие, дополнительные поступления в бюджет. Одно рабочее место на строительстве ВСМ обеспечивает создание 5 рабочих мест в смежных отраслях. Кроме того, будет развиваться и создание подвижного состава. Запуск ВСМ приведет к росту предпринимательской активности, развитию туристической инфраструктуры», – подчеркивает Вадим Дубичев.
Президент ХП «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев в свою очередь отмечает важность проекта с точки зрения запуска «несырьевой модели роста» экономик регионов. «На стадии инвестирования они имеют значительный мультипликатор инвестиционного спроса, способствующий росту обрабатывающей промышленности, включая промышленность стройматериалов, производство высокотехнологичных скоростных пассажирских поездов в Екатеринбурге и высокотехнологичных рельсов в Челябинске», – комментирует эксперт.
Важным следствием проекта станет и объединение территорий в одну из крупнейших конурбаций с изменением системы расселения, что позволит вовлечь в оборот новые участки. Капитализация земли в таком случае и объектов недвижимости, по разным оценкам, может вырасти от 31% до 70%.
«Сближение двух городов неизбежно. Они очень быстро сольются путем объединения транспортных сетей. Об этом говорит и общемировой опыт. Главные риски сейчас для ВСМ – экономические. Мы находимся в ситуации санкционного противостояния. Без федеральной поддержки этот проект не реализовать», – считает политолог Андрей Лавров.
Директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин также акцентирует внимание на структуре финансирования проекта, частная составляющая которой остается неопределенной. По словам эксперта, если будет представлен внятный бизнес-план, можно ожидать интереса к ВСМ со стороны инвесторов из стран Азии.
Так или иначе, отмечают эксперты, Борис Дубровский и Евгений Куйвашев сегодня сделали важный шаг в реализации инфраструктурного проекта, обращая внимание на то, что «концентрация» в субъектах-партнерах проектов, имеющих геополитическое значения, «обеспечит региональным властям дополнительную поддержку федерального центра».