87

Дубровский ликвидирует депрессивные муниципалитеты

Аппаратное совещание под председательством губернатора Челябинской области Бориса Дубровского
Аппаратное совещание под председательством губернатора Челябинской области Бориса Дубровского Пресс-служба губернатора Челябинской области

Министерство экономического развития РФ намерено запустить в Челябинской области пилотный проект агломерации. Соответствующее письмо уже направлено в адрес главы правительства Дмитрия Медведева. Таким образом, агломерация Горный Урал официально объединит 7 моногородов, а численность населения образования составит более полумиллиона человек. В планах правительства организация на территории ряда производств, начиная с высокотехнологичной обработки металла, заканчивая созданием оборудования для аэрокосмической отрасли и медицинского сектора. Также диверсифицировать экономику депрессивных территорий планируется за счет развития туристического кластера. Финансовые вливания, которые уже сейчас оцениваются в миллиарды рублей, прежде всего, потребуются в дорожную сферу – на создание сети региональных и муниципальных дорог. Другим узким местом проекта являются вопросы управления, а также налогового и бюджетного администрирования, что вызвано несовершенством федеральной законодательной базы, которая по-прежнему никак не регламентирует деятельность надмуниципальных образований.

Челябинская агломерация Горный Урал, объединяющая 7 моногородов – Миасс, Златоуст, Трехгорный, Чебаркуль, Карабаш, Сатку и Бакал – выбрана Министерством экономического развития РФ для реализации в качестве первого пилотного проекта в России. Об этом сегодня в ходе аппаратного совещания заявил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Глава региона подчеркнул, что данная работа велась по поручению президента РФ Владимира Путина, согласно которому правительство должно было проработать и представить проекты агломераций моногородов, а также предложения по переформатированию депрессивных территорий и адаптации их к многопрофильной экономике.

«Наши моногорода, входящие в агломерацию Горный Урал, уже сейчас связаны общим рынком труда с маятниковой миграцией, есть совместные инвестпроекты. Реализация проекта позволит улучшить качество жизни людей за счет повышения доступности к социальной инфраструктуре и инвестиционной привлекательности моногородов», – приводит слова Бориса Дубровского пресс-служба губернатора Челябинской области.

Федеральное Министерство экономического развития уже направило официальное письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением реализовать пилотный проект. Согласно документу, за подписью врио министра Азера Талыбова (копия документа имеется в распоряжении редакции «Правды УрФО»), помимо челябинской агломерации, было предварительно отобрано еще два проекта: Надвоицы – Сегежа Республики Карелия, а также Пикалево – Тихвин – Бокситогорск Ленинградской области. Однако проект Горный Урал признан наиболее проработанным.

Отметим, в ходе международной выставки «ИННОПРОМ-2017» бывший заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин высоко оценил проект горнозаводской агломерации. «Буквально две недели назад коллеги из Челябинска представляли проект по агломерации. Мы, конечно, спорили, дискутировали, но то, что они смотрят на решение проблем с новым взглядом, мы можем только поддерживать и готовы дальше с такими проектами работать», – заявил Елин.

Как пояснили «Правде УрФО» в Министерстве экономического развития Челябинской области, вдоль трассы М5 в регионе расположено 11 моногородов, все они появились практически в одно время и реализуют одно направление в промышленности – металлургическое. Тесные агломерационные связи сложились сами собой. В 1997 году была создана ассоциация муниципальных образований горнозаводского края Челябинской области Горный Урал. В учредителях значатся администрации десяти муниципалитетов региона: Златоуста, Чебаркуля, Чебаркульского района, Уйского района, Кусы и Кусинского района, Сатки и Саткинского района, Катав-Ивановска, Усть-Катава, Аши и Трехгорного. Однако в проект агломерации решено включить лишь 7 муниципалитетов, наиболее тесно связанных между собой, в том числе социальной инфраструктурой. Общая численность населения агломерации – 530 тыс. человек.

Предполагается, что в структуру диверсифицированной экономики территорий войдет несколько кластеров. Как отмечают чиновники, участники понятны уже сейчас – ряд проектов находится в стадии реализации.

В частности, предполагается формирование кластера композиционных материалов (12 участников), кластера транспортного машиностроения (11 участников), кластера автомобильного машиностроения (35 участников), кластера высоких технологий (12 участников), кластера сельскохозяйственного оборудования (13 участников) и медицинского оборудования (16 участников).

Как поясняют в региональном министерстве, в пул инвестиционных проектов войдут запуск центра компетенций в сфере транспортного машиностроения, разработка и выпуск инновационных моделей спецавтотехники, создание производства инструмента для станкостроительной отрасли. Кроме того, будет реализован комплексный проект по импортозамещению оборудования для сельского хозяйства. В сфере медицинского производства учредят федеральный центр биометрии, планируется совершенствование технологий создания асептических помещений – часть этих проектов уже реализуются.

«В стадии реализации находятся проекты по созданию кластера медицинского оборудования в Миассе – это научно-производственное объединение ЗАО «Асептические медицинские системы» и ООО «Миасский завод медицинского оборудования». Кластер высоких технологий, который всегда присутствовал, но сейчас расширяет свои компетенции, – АО «НПО «Электромеханики» и «Государственный ракетный центр им. В.П. Макеева», работающие в системе Роскосмоса и реализующие свои проекты, направленные на развитие данной экономической компетенции», – рассказал «Правде УрФО» собеседник в Министерстве экономики региона.

ГЛК «Солнечная долина» в Миассе

В то же время каркасом агломерации называют не промышленные проекты, а развитие спорта и туризма. В зоне моногородов находятся парк спорта и туризма «Тургояк», национальный парк «Таганай», развиваются проекты велотрассы «Азия – Европа – Азия», ГЛЦ «Солнечная долина» и ГЛЦ «Райдер». Напомним, в регионе также создан туристический кластер «Синегорье», в который входят представители горнозаводской агломерации – Чебаркуль, Миасс, Златоуст. Отдельно челябинские власти выделяют развитие сферы здравоохранения – запланировано создание федерального центра травматологии, МФЦ спортивной подготовки и реабилитации «Уральская Швейцария», а также строительство межмуниципального хирургического комплекса на 600 мест.

Однако большинство проектов упираются в неразвитую дорожную инфраструктуру: в частности, после Кусы нет иных дорог, кроме М5. В региональном кабмине сейчас пытаются определить источники финансирования.

По информации собеседника в правительстве, финансовые вливания могут составить не менее 10 млрд рублей – нужны как региональные трассы, которые проходят по сложной горной местности, так и муниципальные дороги. Уже рассматриваются варианты государственно-частного партнерства по строительству платного дублера М5 от Сатки до Миасса.

«Тогда мы уйдем от горного перевала, и фур будет меньше. Это должна быть именно частная дорога. Инвесторам интересна агломерация. Когда мы говорим о 500 тыс. потребителях – это совсем другие деньги, нежели деревня в 20-50 тыс. жителей», – добавляет собеседник в правительстве региона.

Аналогичная ситуация с инженерной инфраструктурой – нужны газовые сети. В частности, необходима закольцовка газопровода Миасс – Карабаш. Региональные власти также рассчитывают на то, что в сети частично будут вкладываться газоснабжающие организации.

Предусмотрены средства на поддержку южноуральского проекта агломерации и на федеральном уровне, однако порядок сумм пока не известен. Согласно письму министерства, предполагается увязать существующие меры поддержки моногородов с другими приоритетными проектами

«Программа сопряжена с 6-ю приоритетными проектами, ответственными исполнителями которых являются федеральные Минтранс, Минздрав, Минобрнауки, Минстрой и АО «Корпорация «МСП». Паспортом программы предусмотрены мероприятия, направленные, в том числе, на формирование условий по ускоренному развитию производств в моногородах, развитию внутрирегиональных и межрегиональных транспортных сетей, также предусмотрена реализация совместных мероприятий в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», – говорится в документе за подписью врио министра Азера Талыбова.

Еще один слабый момент – это бюджетное и налоговое администрирование предстоящей агломерации. На федеральном уровне до сих пор не выработаны механизмы управления межмуниципальными структурами, отсутствует само понятие агломерации. В текущих условиях какие-либо совместные проекты между муниципалитетами возможны только в рамках собственного бюджета, налоговые отчисления, соответственно, идут в казну определенной территории. По славам главы уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолия Гагарина, на данный момент любые совместные действия глав администраций возможны лишь в рамках соглашений.

Златоуст

«Есть много вопросов по законодательным ограничениям ведения официальных процессов, у самой агломерации нет никакого статуса. При этом в рамках межмуниципальных проектов могут вестись исследовательские или проектные работы, которые необходимо финансировать. Пока это делается в рамках одного бюджета. На данный момент возможны лишь соглашения между территориями с разграничением полномочий, задач и платежей. Соответственно, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс относительно того, как можно совершать межбюджетные операции. Нужны соответствующие финансовые и бюджетные документы, которые бы не разрушали, а улучшали действующий порядок. Территории готовы двигаться вперед, развиваться, но все тормозит наличие административных барьеров. Думаю, в ближайшее время российское правительство вынесет эти вопросы на повестку дня – нет никаких проблем в том, чтобы соответствующие поправки внести», – подчеркнул Анатолий Гагарин.

В челябинском Министерстве экономического развития также отмечают, что федеральное правительство уже занимается разработкой соответствующей законодательной базы. Регион же пока готов реализовывать проект агломерации в существующих реалиях – так, в прошлом году подписано соглашение о создании агломерации главами администраций муниципалитетов-участников.

«На федеральном уровне это понимание есть, мы ждем, что изменения будут внесены. Но на данный момент главы муниципалитетов уже подписали соглашение о вхождении в агломерацию. Есть управленческая модель – руководящий состав агломерации вносит членские взносы – ФЗ №131 «О местном самоуправлении» это позволяет. В итоге каждый глава исполняет свои полномочия, но, в то же время, решают общую задачу», – подчеркивают в региональном министерстве.

Вместе с тем собеседники издания областном правительстве не отрицают, что вынуждены ожидать дальнейших шагов и сигналов федерации относительно как реализации агломерационных процессов, так и финансовой поддержки из госбюджета.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах