Именно эти актуальные вопросы составляют круг задач нашего собеседника - заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Юрия Карликанова.
Миллиарды на дороги
- В чем вы видите приоритеты в работе Законодательного собрания 5-го созыва? Появились ли новые направления?
- Состав Законодательного собрания существенно изменился, поменялась и структура - теперь у председателя пять заместителей, и я в их числе. Прежде я курировал четыре комитета, теперь же я возглавляю комитет по строительной политике, где являюсь председателем и комитет по аграрной политике.
С другой стороны, эти сферы настолько всеобъемлющие, что многие направления здесь, что называется, долгоиграющие, работать над ними надо не один год. Это и ЖКХ, и проблема ветхо-аварийного, доступного жилья. Все эти вопросы имеют прямое отношение к качеству жизни южноуральцев. И соцопросы показывают, что жителей в первую очередь волнуют вопросы ЖКХ и дорог.
- Вероятно, потому что приходится с этими вопросами сталкиваться практически каждый день?
- Дело еще и в том, что те же дороги напрямую влияют на качество жизни и инвестиционную привлекательность региона. Кроме того, не следует забывать, что дорогами пользуется и «скорая помощь», и пожарная охрана, ГИБДД, милиция. От состояния дорог порой напрямую зависит человеческая жизнь. Сейчас поставлена задача максимально «разгрузить» центр Челябинска, для этого транзитный поток запущен в объезд города. Что положительно сказалось на экологической обстановке, а как следствие, качестве жизни горожан.
- Все заметили, что в этом году на дорожное строительство потрачены немалые средства. Но не будет ли так, что на следующий год эти расходы придется урезать?
- Наоборот, они вырастут. В бюджете на 2011 год заложено на эти цели 7 миллиардов 800 миллионов рублей. Для сравнения: в этом году в бюджете было запланировано 2 миллиарда 800 миллионов. Потрачено, разумеется, было значительно больше, около 6,5 миллиардов, но в любом случае, как видите, дорожное строительство и в 2011 году будет довольно масштабное. Более того, впервые деньги - 1,5 миллиарда рублей - получили и муниципальные образования, а до того более 20 лет вопросами дорог в сельской местности никто не занимался.
Защитить источники
- Есть ли какие-то проекты, которые ещё не удалось реализовать в должной мере - проекты будущего?
- Прежде всего надо назвать проект «Чистая вода». Вообще, чтобы реализовать весь комплекс запланированных мер, необходимо не менее 40 миллиардов рублей. С их помощью будет проведена модернизация и перевооружение водоочистных сооружений, в том числе ливневых стоков, водных магистралей и т. д. На будущий год заложено 100 миллионов рублей - они пойдут частично на ремонт, а также на подготовку проектно-сметной документации. За счет одного лишь бюджетного финансирования решить эти задачи невозможно. Здесь ведь нужны все источники - и муниципальные, и областные, и федеральные, но прежде всего внебюджетные.
- А будет ли продолжена программа газификации? Газ сейчас дорожает, поэтому многие сомневаются, стоит ли вкладывать в это средства…
- Уровень газификации Челябинской области достиг 60%. Но это средняя величина - например, в Пласте, Чесменском районе она достигает 75%, а, скажем, в Уйском, Верхнеуральском и Нагайбакском районах варьируется от 13 до 15%. Территории со слабой газификацией необходимо подтягивать до среднеобластного уровня. В рамках областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2011-2015 годах планируется подключить к газу 1500 домов (квартир).
Нам нужны доходные дома?
- Как законодательная власть может содействовать реформе ЖКХ? У людей зачастую создается представление, что их оставили один на один с управляющими компаниями.
- Вопросы взаимодействия населения с управляющими компаниями, ТСЖ остаются в центре нашего внимания. Тут еще большое поле для законотворческой деятельности. Многие вопросы, конечно, не отрегулированы в достаточной степени. Жалоб поступает много, в том числе и на рост тарифов. Люди зачастую не понимают, за что платят, а компании этим пользуются. Нужна прозрачная и внятная схема работы ТСЖ и управляющих компаний с жителям.
- По остроте с проблемой ЖКХ может поспорить жилищная проблема: когда у людей появится возможность купить жилье по доступной цене?
- Сложный вопрос. Ипотека всё еще работает недостаточно эффективно. В целом строительная отрасль не преодолела последствий кризиса. Повысить объемы и сдержать цены можно путем выставления на аукционы участков с уже готовой инфраструктурой. Опять же шире надо внедрять новые методы работы - мы до сих пор в строительстве используем технологии 50-60-х годов. Из кризиса строительная индустрия выходит в последнюю очередь.
- Рынок потребления спит, вероятно, и потому, что люди боятся доверить свои деньги? Сколько было скандалов вокруг обманутых вкладчиков…
- В Законодательном собрании на постоянной основе работает комиссия по обманутым дольщикам и вкладчикам. Хотя нельзя сказать, что ситуация у нас совсем уж критическая. Все подобные случаи мы держим под контролем. Выпустили даже памятку, как поступать дольщику в тех или иных ситуациях, на что обращать внимание при заключении договоров на долевое строительство.
- Но строить надо ведь и потому, что жилье наше год от года ветшает…
- Нам существенного помогла программа капитального ремонта, хотя мы вычерпали все федеральные лимиты, даже за 2011 год. Но при том ветхо-аварийным жильем мы прирастаем примерно на 300 тысяч квадратных метров в год. Всего объем составляет 1 миллион 266 тысяч квадратных метров, причём 70% имеет предельный срок износа. В 2011 году мы планируем снести 180 тысяч квадратных метров, это в два раза больше, чем в этом. И, конечно, здесь не обойтись без массового строительства жилья экономкласса.
- Может, воспользоваться зарубежным опытом?
- Вероятно, бизнесу пора уже взять на себя смелость строить жильё внаём, как во многих странах - речь идет о так называемых доходных домах. Жильё в таких домах можно снимать с последующим выкупом, возможна и смешанная собственность. Это будет выгодно молодым семьям, бюджетникам.
Конечно, свою роль по стимулированию строительства должно сыграть и государство. Хорошо бы вернуться к практике, когда 50% прибыли не облагалось налогом, если предприятие пускало её на развитие производства. Возможны и другие льготы.
Словом, ещё далеко не все инструменты для массового строительства жилья экономкласса использованы - здесь необходимо работать.