Сейчас уже очевидно всем, что социально-экономическое развитие Южного Урала должно выйти на новый уровень – значимую роль в выполнении этой непростой задачи должны сыграть промышленные предприятия самых различных отраслей, предприниматели.
Вот уже более 25 лет в регионе работает Союз промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области – 13 сентября в Челябинске состоится конференция Союза, на которой пойдет речь не только об итогах, но и о будущем.
Как же начинал свою деятельность Союз? Какие цели были и остаются основополагающими? На чём предполагается сосредоточить усилия в ближайшее время?
Новые предпосылки
«Сегодня, может быть впервые за последнее десятилетие, сложились новые предпосылки, которые делают реальным соединение политической воли областного руководства с деловым миром, промышленниками и предпринимателями, – убеждён почётный член Союза Вячеслав Скворцов. – Предприниматели должны со своей стороны непредвзято и всесторонне осмыслить уроки региональной экономики и предложить обществу выверенный сценарий социально-экономического развития Челябинской области».
О новой ситуации, в частности, говорили на рабочем совещании Союза в мае 2019 года, где присутствовал глава Челябинской области Алексей Текслер.
«В регионе есть положительные примеры, но их должно быть больше. Люди должны видеть, что в нашей области есть смысл жить и работать, связывать с регионом свое будущее, – говорил глава региона. – Для этого необходимо участие всех промышленников в социальных инвестициях. Нужно не только зарабатывать в регионе, но и вкладывать в него. Областная власть и муниципалитеты тоже не будут стоять в стороне, это наша с вами общая задача. Условно говоря, я хотел бы видеть в области десятки современных промышленных групп. Готов оказывать всестороннее содействие, поскольку имею для этого и отраслевой и федеральный опыт. Готов рассматривать возможность оказания налоговой и инфраструктурной поддержки бизнесу при условии создания новых, современных, экологических производств.
Одно из важнейших направлений – развитие современного сектора малого и среднего предпринимательства. Именно малый и средний бизнес – это те компании, которые могут стать завтра крупными. Часть заказов для малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, должны обеспечить крупные предприятия региона».
Как же Союз может участвовать в этом процессе? Уже есть несколько конкретных предложений.
«Очень важно выступать с инициативой по разработке программы по продвижению продукции местных производителей, – рассказывает Вячеслав Скворцов. – Меры государственной поддержки не всегда являются эффективными, а в конкурентной борьбе с производителями из других регионов страны и ближнего зарубежья наши производители оказываются далеко не в лучшей позиции. Субсидирование производства, которое рассматривается почти как основная мера поддержки, не так эффективно, как хороший сбыт, который даёт возможность планировать и развиваться, строить планы на модернизацию технологий в производстве».
Другое перспективное направление – развитие так называемого «потребительского патриотизма».
«Наши продукты ничуть не хуже, а во многом даже качественнее своих аналогов из Башкирии, Перми, Свердловской области, Казахстана и других территорий и государств, – продолжает Вячеслав Скворцов. – Создание системы активного продвижения – это не только стимул к продаже, но это и гарантия качества, что соответственно должно стимулировать предпринимателей улучшать своё производство и повышать качество выпускаемого продукта. Нам надо обращаться ко всем жителям нашей области рублём голосовать за нашего производителя, то есть покупать продукцию только местного производства. Это будет повышать и ответственность местных производителей перед своими покупателями. Надо регулировать деятельность предпринимателей по секторам. Должен быть план, система работы с предпринимателями и даже квотирование».
Есть и такая интересная инициатива, как создание Совета по конверсии организаций оборонной промышленности. Целью должно стать содействие диверсификации производства и увеличения объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения.
«Но в этом вопросе резких шагов делать нельзя, – предостерегает Вячеслав Скворцов. – Как это было в 1990-е годы, когда оборонные заводы переориентировали на производство «сковородок и кастрюль», теряя при этом кадровый и технологический ресурс предприятий».
От экологии до благотворительности
Неудивительно, что глава региона призывает подключиться к столь масштабным задачам СПП – ведь вклад его членов в экономику региона превышает 70%.
Размах деятельности и роли организации действительно впечатляет – и не только, если судить по вышеупомянутой цифре. Так при правлении СПП организованы постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям: создание условий для увеличения объемов строительства жилья и развития корпоративной ипотеки; по контролю за ситуацией по обеспечению предприятий и организаций квалифицированными рабочими кадрами; по вопросам земельных отношений; по вопросам поддержки развития малого и среднего бизнеса, многие другие.
Союз активно принимал участие в обсуждении таких законодательных актов, как: о потребительском рынке, о рекламе, о сделках с муниципальным имуществом, о внедрении и работе бизнеса в сфере ЖКХ, здравоохранении и образовании.
Организация проводит научно-практические конференции, выставки, круглые столы, тематические презентации, обучающие семинары, создаёт антикризисные группы, которые работают по многим направлениям бизнеса. Кроме того, через Союз происходит поиск партнёров по бизнесу, поставщиков, агентов.
По словам президента СПП Челябинской области Виктора Рашникова, за годы своей деятельности Союз стал востребованной площадкой для обмена мнениями, выработки согласованных позиций и выстраивания эффективного диалога бизнеса с законодательной и исполнительной ветвями власти. Так, недавно особое значение приобрела экологическая тематика.
За последние 5 лет экологические отчисления южноуральских компаний выросли с 11 до 14 млрд руб. На большинстве предприятий разработаны и реализуются собственные экологические программы и проекты, стоимость которых находится в диапазоне от миллионов до десятков миллиардов рублей.
Другое основное направление – социальное партнёрство и социальная ответственность бизнеса. Так Союз участвует в разработке Соглашения между работодателями, профсоюзами и правительством региона, а также в согласовании минимального размера оплаты труда.
Сейчас Союз занимается несколькими важными проектами в этом направлении, среди которых – профилактические осмотры и профилактика заболеваний, а также – внедрение электронных листов нетрудоспособности.
Есть немало и благотворительных проектов, которые поддерживают Союз. Это детский театральный фестиваль «Снежность» группы ЧТПЗ, масштабная благотворительная программа ПАО «ММК» «Одаренные дети Магнитки», культурные проекты Комбината «Магнезит» и единственная в своем роде премия «Светлое прошлое», учрежденная для поддержки и чествования наших знаменитых земляков, многие другие.
Совместно с Союзом работают 79 фондов и общественных организаций. Только в 2018 году общественные организации вместе с бизнесом оказали дополнительно к областному бюджету социально значимую благотворительную помощь почти на 3,5 млрд руб.
Но, прежде всего, СПП занимается основной своей работой, а это обеспечение устойчивого роста региональной экономики, повышение конкурентоспособности южноуральской промышленности, формирование материальной базы для решения социальных вопросов, чтобы в итоге сформировать социально ориентированную и современную рыночную экономику.
Как построили работу?
Что же позволяет Союзу эффективно действовать на самых разных направлениях?
«Во-первых, это взаимодействие с властью, – объясняет Вячеслав Скворцов. – Между бизнесом и властью всегда должно сохраняться доверие, с помощью которого возможен баланс этих двух мощных сил. Именно это обеспечивает стабильность общества на внутренней и внешних аренах, а также хороший экономический рост. Это не просто слова, это целое направление в нашей работе. Оно направлено против коррупции и присвоения собственности бизнеса государственными структурами. Нельзя допустить, чтобы бизнес сросся с государственной властью, что исключит здоровую конкуренцию.
Во-вторых, это активное проведение региональной политики на местах. Руководству Союза никогда не объять всю работу, по всей нашей огромной области. Поэтому созданы и будут активно создаваться, развиваться и поддерживаться территориальные отделения. Мы оказываем помощь в получении самой необходимой информации предпринимателями, ведём диалог с политической и административной властью в интересах бизнеса, разрабатываем и внедряем в жизнь многие аспекты региональной экономической политики.
В-третьих, это диалог между различными структурами, заинтересованными в развитии экономики и предпринимателями. Причем, Союз создал очень серьёзный потенциал для такого общения, объединив огромное число бизнесменов от начинающих фирм до огромных предприятий, управляющих многомиллиардными капиталами. Обсуждать вопросы трудовых отношений, вести диалог с профсоюзами, отстаивать свои интересы в органах государственной власти – все это делать намного легче любому предпринимателю, когда за ним стоит такая серьезная и большая организация, как Союз».
Инициативы и ближайшие задачи
Накопленный опыт и эффективный механизм Союза планируется задействовать и для решения всё ещё остроактуальных проблем.
Среди них губительный рост финансовой нагрузки на промышленные предприятия региона. Напомним, что с 1 января 2019 года возросло налогообложение – ставка НДС увеличилась до 20%. Рост налогов ударит по наиболее высокотехнологичным отраслям, в первую очередь, по машиностроению.
«С другой стороны мы понимаем, что ресурсы от повышения НДС, а по оценкам правительства повышение ставки НДС будет приносить бюджету более 600 млрд руб. в год, станет основным источником для финансирования национальных проектов», – поясняет Вячеслав Скворцов.
Кроме того, не решается такой важный для бизнеса вопрос, как введение ускоренной амортизации и переоценка основных фондов. Нет сдвигов в проблеме налогообложения добычи полезных ископаемых. Для горнодобывающей промышленности Челябинской области это важно, поскольку в себестоимость угля входит очень много компонентов, напрямую не относящихся к угледобыче.
И звучит вопрос, когда, наконец, фискальная функция налогов будет дополнена стимулирующей? На эти и многие другие вопросы чиновники пока не дают вразумительного ответа.
Также в связи с постоянно меняющейся экономической политикой государства настало время для принятия нового закона «О промышленной политике в Челябинской области».
Ещё одна задача – Союзу необходимо совместно с правительством области оперативно приступить к выработке мер, направленных на существенное увеличение экспортных поставок областными предприятиями.
Есть предложение рекомендовать правительству области при участии экспертов Союза разработать и принять постановление «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности Челябинской области» в целях возмещения части их затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации.
Предлагается также министерству экономического развития области совместно с профильными комитетами Союза сформировать региональный сегмент Каталога промышленной продукции в рамках Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
Как видим, инициатив у Союза немало – организация продолжает свою масштабную и плодотворную работу, которая направлена, прежде всего, на динамичное социально-экономическое развитие Челябинской области.
Мнения
Президент СПП Челябинской области Виктор Рашников:
«Широк спектр задач, которые решает сегодня СПП. Это и всемерное развитие региональной промышленности, и поддержка деловой активности, и повышение социального и правового статуса предпринимателей, и внедрение в бизнес-сообщество принципов добросовестной конкуренции и социальной ответственности, и многое другое. За годы своей деятельности Союз стал своеобразной площадкой для обмена мнениями, выработки согласованных позиций и выстраивания эффективного диалога бизнеса с законодательной и исполнительной ветвями власти. Представители СПП принимают активное участие в формировании промышленной, инвестиционной и инновационной политики региона, в создании системы эффективной поддержки развития предпринимательства. Общность интересов, единство целей и консолидация действий – вот главные критерии деятельности».
Президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
«Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области за четверть века по праву заслужил репутацию одной из ведущих предпринимательских организаций Уральского федерального округа, стал сильной, авторитетной и эффективной площадкой для совместного принятия конструктивных решений бизнеса и власти. Входя в десятку наиболее активных региональных отделений РСПП, СПП выражает общую позицию региональных работодателей, эффективно взаимодействует с исполнительными, законодательными органами власти, профсоюзами и обществом, содействует решению насущных проблем социально-экономического развития Челябинской области, вносит лепту в формирование благоприятного инвестиционного климата и создание нового индустриального «ландшафта».
Из истории
Региональный СПП создали в январе 1993 года по инициативе директоров крупных промышленных предприятий Челябинской области. Союз стал первым общественным объединением деловых кругов Южного Урала. У истоков стояли в то время Анатолий Стариков – генеральный директор ММК, Вадим Соловьёв – глава администрации Челябинской области, Вячеслав Скворцов – генеральный директор Златоустовского завода металлоконструкций, Виктор Христенко – первый заместитель главы администрации Челябинской области.
Сразу же новой организации пришлось столкнуться с серьёзными вызовами – например, дефицитов товаров. Правление Союза незамедлительно создало бартерные механизмы обмена продукции. Гарантом взаиморасчетов были, честь, слово и просто доверие друг другу. Также организация инициировала постановление правительства РФ «О регулировании цен в естественных монополиях», а в мае 1994 года успешно сформировала Областную Думу первого созыва. В её состав вошли, в основном, промышленники, которые непосредственно были связаны с производством. Это позволило избежать ненужного противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти и сформировать прочную законодательную базу для будущего общественного и социально-экономического развития области.