Примерное время чтения: 8 минут
108

Пока не выпито 0,5: Как исполняют закон челябинцы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «АиФ - Челябинск» 10/08/2011

Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов ещё 30 мая объявил о начале антиалкогольной кампании: надо запретить пить спиртное во дворах, продавать его можно лишь до восьми вечера и с одиннадцати утра.

Челябинцы инициативу поддержали: лето жаркое, форточки у всех настежь, пьяные компании, идущие ночью за добавкой, мешают спать, а от этих пивных киосков - одна вонь да грязь. Объявив войну, власти взяли первых пленных. Ими оказались киоскёры, торгующие во дворах чипсами, сигаретами и алкоголем. На ИП и ЧП выписали 3,5 тыс. протоколов, и это за две недели! И велели переносить бизнес из нецивилизованных круглосуточных киосков в... помещения больше 50 кв. м. Чтобы «задушить» киоски, Давыдов даже предложил увеличить уставный капитал юрлиц до 1 млн рублей.

«Уже закрыто около 20 точек, продававших алкоголь без разрешительных документов. По тем объектам торговли, на которые были получены жалобы от жителей, готовится около 200 судебных исков. Рейды должны продолжаться всё лето, - чеканил начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей БЕРЕЗУЕВ. - Будет закрыто около ста торговых точек».

Впереди паровоза

Озвученная на аппаратных совещаниях статистика не могла не впечатлять. Однако киоскёры встали в пикет: с закрытием торговых точек мы потеряем работу и не сможем отдать кредиты.

- Надо запрещать не повсеместную продажу пива, а именно продажу несовершеннолетним, - рассуждают мелкие предприниматели. - Вспомните, в США выписали штраф дочери бывшего президента за распитие пива, а не бармену, который этот напиток продал!

Но главный козырь протестующих был: «Нет такого федерального закона, который бы ограничивал и запрещал». Война могла закончиться ничем. Если бы не указ президента. 22 июля Д. Медведев подписал федеральный закон, который признал пиво алкогольным напитком и приравнял к алкоголю все напитки с содержанием спирта выше 0,5%. Поэтому пиво запретили продавать в киосках, павильонах, на остановках общественного транспорта, вокзалах, в аэропортах, на рынках, автозаправках, пляжах. По сути, для выпивающих граждан оставили только рестораны, кафе и их собственную жилплощадь. Даже лес, если там проходит массовое мероприятие, или балкон многоэтажки (вас же все видят) сочли общественными местами. Не успели высохнуть президентские чернила, как С. Давыдов на местном уровне ограничил продажу алкоголя в скверах и парках Челябинска.

«В каждом парке созданы отряды, которые вместе с полицейскими патрулируют аллеи», - рапортовали чиновники.

Мы решили проверить, в курсе ли челябинцы этих законодательных инициатив, как горожане восприняли новшество и, главное, действуют ли в реальности эти запреты.

Пили, пьём и будем...

Детский парк в Металлургическом районе. Одиннадцать утра. Уборщицы собирают банки из-под пива. Чёрные пакеты с мусором трещат по швам, просвечивают пивные бутылки и банки. Уже с утра пьян 18-летний посетитель парка. Прокатиться на карусели его не пускают вахтёрши. Людей с пивом нет. Вероятно, они ещё не проснулись. А этот... может, и не засыпал?

- Будем затариваться раньше, до восьми вечера, - какие проблемы? - говорит парень. - Или в пакет пиво прятать. Пили, пьём и будем пить...

День. Кировка (популярная пешеходная улица в Челябинске. -Ред.). Свободных скамеек нет -они заняты парочками, шумными компаниями. Курсирует полицейский «уазик». «Напоминаем, что распитие алкогольных и слабоалкогольных напитков на территории Кировки строго запрещено…» - доносится из радиорупора. Прямо под ним молодые люди в открытую пьют пиво из пластиковых стаканов. Девушки, стоит показаться «уазику», прячут банку «Ягуара» за спину или в сумочку, а кто-то неподалёку заливает водку в пакет из-под сока - мол, так точно не поймают. Пьют на каждой третьей скамейке. Или скидываются на пиво, чтобы потом «культурно отдохнуть».

- Сегодня утром ехала на работу мимо Торгового центра: из шести баннеров на пяти размещена реклама пива, - пишет один из комментаторов в Интернете. - Это разве нормально? Холодильники стоят с пивом, а минералку тёплой продают, для неё в холодильнике места не нашлось.

- В наше время хоть кружки какие-то вели для детей. Работа была, - считает бухгалтер Людмила Смирнова. - А сейчас кружки стоят таких денег и работы нет никакой - молодёжи дешевле во дворе бухать.

Семь вечера. Парк Гагарина

Девушка, торгующая шариками, сидит на ящике из-под пива. Тот сопутствующий товар, что под попой, рентабельнее основного ассортимента. Наворачиваю три круга по парку - ни одного полицейского, ни одного народного дружинника. Народ легитимно пьёт. На скатертях-самобранках - коньяк. Штендеры с запретами на мусор, купание есть, а про распитие алкоголя - ни одного! Во всех киосках парка (напомним, именно такие нестационарные киоски прогнали из дворов в рамках антиалкогольной войны) стоит пиво.

- Ничего не даст этот запрет, - рассуждает киоскёр Татьяна. - Игорный бизнес тоже запрещён, однако живёт и процветает под видом лотереи. Народ найдёт выход из любого положения. Бабульки начнут самогон варить. Таксисты - продавать с рук втридорога. Народ перейдёт на казахскую водку, которую называют «по тридцать». Молодёжь возьмёт не качеством, а количеством. В Советском Союзе мы это проходили.

Двор на улице Вандышева, 4

Две недели тому назад здесь открылся винный магазин. Вернее, он въехал в разорившийся продуктовый. Он находится в трёх метрах от песочницы и детской площадки. Первым словом, которое прочитают дети, играющие в песочнице, будет «алкомаркет».

«Поддерживаю все антиалкогольные мероприятия, - пишет в интернет-приёмную администрации города челябинка. - По адресу: Комсомольский проспект, д. 112 - на первом этаже в 13-м подъезде готовится к открытию магазин «Красное и белое». Считаю это недопустимым, т. к. он будет находиться на внутридворовой территории и на расстоянии 50 метров от территории детсада № 472. Показателен ответ мэрии: «На ваше обращение сообщаем, что данный магазин имеет лицензию, дающую право на торговлю алкогольной продукцией. Действующего нормативно-правового акта, регулирующего расположение магазинов, торгующих спиртсодержащими напитками, в отношении жилых домов и придомовой территории нет».

В таком случае раздражение горожан обоснованно: получается, кошмаря бизнес одних, власти дают карт-бланш другим?

Если вводится запрет с восьми вечера до одиннадцати утра, то почему магазины, которые вырастают в наших дворах как грибы после дождя, закрываются лишь в 23.00? Вопросов у челябинцев много. Кто будет контролировать исполнение закона? Разве у нас участковых столько же, сколько дворов? Почему власти, вводя ограничения на торговлю, забывают об ограничениях на рекламу напитка? Например, почему не отказываются от спонсора - пивной компании на городских праздниках? Да, закон такое пока (до 1 июля 2012 года) позволяет, но как-то не вяжется это с заботой о горожанах, которую хотят продемонстрировать местные чиновники.

Между тем стоящие на страже интересов бизнеса юристы обнаружили в новом законе нестыковки. Вроде как действие одного («Об обороте пива»), который не разрешал продажу алкоголя на расстоянии ближе 100 м от школ и других учреждений, отменили, а второй («Об ограничении…») должен официально заработать лишь с 1 июля 2012 года. А это значит, что торговать пивом сейчас можно даже в детских садах и автобусах. Правда, юристы челябинской мэрии объявили, что их коллеги поспешили с выводами.

Тем не менее от всей этой истории остаётся ощущение, что власти хотели просто набрать очков перед очередными выборами, надавив на больное место горожан...

Кстати

Что светит нарушителям

За распитие спиртного в общественном месте - штраф 100-300 рублей. Штрафы за ненадлежащую рекламу алкоголя и пива: для юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей, для должностных лиц - от 4 до 20 тысяч.

Где нельзя пить с 22 июля

У ларьков, на рынках, в аэропортах и на вокзалах, во дворах, подъездах и на лестничных площадках, детских площадках, в городских парках, садах, на озёрах и пляжах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах