Примерное время чтения: 7 минут
311

Клара Антонова. Моя Вердиевская осень...(окончание)

Александр Фирсов / АиФ

Вердиевские вечера в Челябинске

Посудите сами! На седьмом году жизни (всего) в репертуаре южноуральцев появляется уже четвертая опера Верди – «Трубадур» (спустя 2 года после «Аиды», 23 марта 1963 года) и – за год до приезда итальянского «Ла Скала» в Россию.

Возможно, в то время не было в мире театра, равного по масштабу и мощи творческого подъема, как в Челябинске. Даже в Италии!

«Риголетто», «Травиата», «Трубадур» – всемирно известная триада и «Аида» – одновременно. Славная страница в биографии нашего оперного театра, напомнившая о композиторской работоспособности Верди, когда с 1851 по 1859 годы он создал 6 опер. Челябинцы с 1957 года («Риголетто») по 1963-й поставили четыре. (А если к этим спектаклям прибавить три балета Прокофьева, которые появятся в репертуаре, – где такое можно было увидеть и услышать?).

Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки. Фото: АиФ / undefined

Перенесемся мысленно в 2004 год. Тогда проходил фестиваль «Ирина Архипова представляет…» В течение пяти вечеров звучала музыка Верди. В первый – «Аида», во второй – «Трубадур», в третий – впервые исполненный на челябинской сцене, «Реквием» (для солистов, хора и оркестра в 7 частях), в четвертый – «Травиата», в пятой – «Риголетто».

Самый удачный спектакль, на мой взгляд, состоялся в пятый вечер. Это «Риголетто» с Борисом Стаценко («Немецкая опера на Рейне», Дюссельдорф), Мариной Жуковой – Джильдой, Нурланом Бекмухамбетовым – Герцогом («Новая опера», Москва), Мариной Новокрещеновой – Маддаленой (Челябинск), Браниславом Ятичем в партии Спарафучиле (солист оперы в Белграде и Новой Саде в Сербии). Все зрители, от партера до балкона и лож, включая Ирину Архипову и Владислава Пьявко, стоя аплодировали участникам спектакля.

Лауреат международных конкурсов Борис Стаценко (баритон), солист «Немецкой оперы на Рейне» (Дюссельдорф). Фото: АиФ

Операми дирижировал Андрей Лебедев, оркестром в «Реквиеме» – Сергей Ферулев, с хором работали Елизавета Евсюкова, Наталья Иванова. Во всем чувствовались поистине вердиевский размах и архиповский вкус (в подборе голосов, открытии певческих талантов).

Это событие в музыкальной жизни города и страны также было уникально. Сама Архипова, будучи членом жюри конкурса «Вердиевские голоса» (с конца 70-х годов прошлого века) в Буссето (Ронколе близ Буссето), одна из лучших интерпретаторов вердиевских партий, предложила челябинцам такой калейдоскоп роскошных голосов, что забыть те вечера просто невозможно.

«Подарок» от Архиповой равноценен по значимости и любви к Верди заковским спектаклям (конца 50-х – середины 60-х годов).

Народная артистка СССР Ирина Архипова (меццо-сопрано) – Амнерис в опере Дж. Верди «Аида» Фото: АиФ

Последним в «триаде» Зака оказался «Трубадур». Поставленный ровно полвека тому назад, он прожил на челябинской сцене 15 лет (!). Так добротно, тщательно, талантливо был подготовлен спектакль (художники Э. Я. Лещинский, В. М. Купер, режиссер Я. М. Корнблит, хормейстер Т. С. Матвеева, за дирижерским пультом – И. А. Зак).

На фоне украшающих оперу хоров незабываемыми дуэтами стали дуэты Леоноры (Дикопольская) – Манрико (Прончев), Азучены (то подчеркивающая силу проклятий Нина Шайдарова, то сердечную щедрость – Генриэтта Денисова, то материнскую нежность – Клавдия Сидорова) – Манрико (Александр Дедик, Ионас Капланас). Особой правдой покорял Капланас.

Мало кто мог предположить, что бесстрашие Трубадура на сцене близко подлинной храбрости артиста в жизни. Когда, не достигнув 16 лет, молодой человек испытал на себе допросы, полицейские пытки в родной Литве во время фашистского режима сметановской власти.

Остался жив. Поступил в Каунасскую консерваторию. Великая Отечественная война временно прервала учебу. Далее Ионас вновь поступает на вокальное отделение в Училище при Московской консерватории, затем – в Институт имени Гнесиных. По окончании которого работает в театрах Вильнюса, Алма-Аты, Саратова, пока не останавливается на столице Южного Урала. И остается в Челябинске до конца своих дней (1974 года).

Назвать всех, кто ярко проявил себя в музыке Верди, кто почувствовал на себе магию Гения, невозможно. Но заметить, что «эпоха дирижера Зака» стала знаменательной вехой в истории челябинской оперной труппы, необходимо.

Дирижер-постановщик оперы Дж. Верди «Трубадур» Евгений Волынский. Фото Фото: АиФ

Как важно обратить внимание, что Евгений Волынский начал первый сезон с «Трубадура», которым Исидор Зак закончил свой вердиевский цикл. Станет ли новый дирижер наследником Зака? Хочется верить.

Потому что музыка «Трубадура» сегодня волнует тебя как, возможно, волновала римлян на премьере ровно 160 лет назад (1853 год).

Но, несмотря на то, что музыкальный Дар Верди запечатлелся в его 26 операх и в «Реквиеме», восхищает не только яркое, многоликое творческое наследие, поражает титанический труд Маэстро (когда, по его собственному утверждению, он знал только «ноты и ноты – ничего, кроме нот», «одиночество и работа – вот моя жизнь»), удивляет скромность и благородство.

В Милане до сих пор существует «Дом Верди». Это – дом-пансионат для пожилых, малоимущих итальянских музыкантов, открытый по желанию композитора после его смерти в 1901 году. Там же с 1903 года покоятся останки Верди и его жены Джузеппины Стреппони.

Когда-то в письме к своему другу Верди признался: «Поверь мне… Этот дом действительно является самым лучшим моим произведением».

Прожив долгую жизнь (с 1813 по 1901), Верди продолжает жить и сегодня, учит скромности, добру, сильным, ярким чувствам.

И так будет всегда, пока есть театр, пока открывается занавес, пока выходят на сцену герои опер Верди, «пока есть музыка и память».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах