Коллеги по цеху добавляют к должности поэтический эпитет - «создающий целые города, которые умещаются на одном столе».
Например, у него есть целая флотилия военных крейсеров и подводных лодок, яхт и парусных судов. А ещё… макет «столыпинского» вагона. Мини-копия подводной лодки М-105 «Челябинский комсомолец» с мельчайшими деталями - якорем и 45-миллиметровым орудием, сигнальным фонарём и спасательным буем.
Город на столе
- А это обуховская пушка! - Виталий Петрович бережно разворачивает свёрток, из которого торчит чёрный ствол орудия. - Макет той самой пушки, которая была отлита ещё в 1860 году в Златоусте из стали Обухова, и выдержала потом четыре тысячи выстрелов! В Лондоне на всемирной выставке ей присудили первое место, а сам изобретатель Обухов получил большую золотую медаль.
Недавно Виталий Петрович закончил работу над макетом Христорождественского собора, что стоял на площади Ярославского. - Фотографий до нас дошло мало, - говорит мастер. - И по ним никак не получалось нарисовать точный чертёж.
Отыскали в архивах страховую карточку собора, где указаны точные месторасположение и размеры. И только тогда я взялся за работу. Вот это правый придел - во имя святого Николая Чудотворца, а вот левый - во имя апостола Иоанна Богослова. Выстроено было здание из кирпича.
Арочные окна украшали наличниками. Это вот трёхсветный (то есть в три окна) четверик - так в русской и украинской архитектуре называется четырёхугольная в плане составная часть композиции шатрового и ярусного храма.
Вот полукруглая апсида - алтарный выступ. Он мог быть как полукруглым, так и прямоугольным или гранёным. Видите, он увенчан главой на восьмигранном барабане - речь идёт о самой верхней части здания, несущей купол. Обычно барабан прорезан окнами. А тут ещё четыре малые главы на шеях - так в церковной архитектуре называются башенки. У восьмигранной колокольни было три яруса, а сверху - такой вот шлемовидный купол с высоким шпилем.
Свет в окне
- Говорят ещё, что пол храма был выстлан чугунными плитами, и сам он внутри был украшен живописным орнаментом, но это мне уже никак не передать, - смеётся Виталий Петрович. - Мне бы посмотреть ещё какие-нибудь фо-
тографии. Уверен, что в старых альбомах челябинцев ещё хранятся снимки храма - а вдруг на них что-то ещё да и откроется?! Тайна какая-нибудь… Тогда правдивее станет моя работа.
Мастер надумал ещё необычную подсветку - храм должен засветиться изнутри. А в праздничные церковные дни его мини-собор будет оживать… колокольным звоном. Как? Секрет мастера…