Храм на Алом поле знаком многим поколениям челябинцев. Найдётся немало людей, кто вспомнит, что в этих стенах были и типография, и картинная галерея. Для современных горожан это ещё и органный зал, и самое красивое в городе место для бракосочетаний. О том, какой жизнью живёт здание на Алом поле сейчас, мы беседуем с настоятелем храма протоиереем Игорем Рысенко.
SOS: спасём храм и себя
-Видите, у меня на рабочем столе копии эскизов и проектов храма, подписанных ещё Померанцевым? Этот храм гораздо красивее должен был быть, чем его успели сделать, - революция помешала, - показывает Игорь Рысенко.
- Что планируете восстановить в первую очередь?
- Как только уберут орган, приведём в порядок алтарь. Без этого невозможно совершать литургию. Сейчас в святая святых - гримёрки для артистов. В центральном алтаре - курилка. Изначально в этом храме был уникальный иконостас - резной и вызолоченный. Таких в России всего три было. Постараемся его восстановить в том виде, каким он был изначально. Надеемся, что удастся найти в архивах описание или хотя бы фрагменты. Большая часть росписи погибла безвозвратно.
- Тем не менее, храм уже открыт для прихожан?
- Каждое второе и четвёртое воскресенье месяца в 14 часов совершаются молебны и акафистные пения святому князю Александру Невскому.
- Разве возможно молиться Богу в гримёрках?
- Служить молебны можно везде. Наших прихожан смущает другое: едва заходишь в храм, чувствуется запах сырости. Видны большие трещины, крыша течёт.
- Вы в прошлом музыкант, человек с высоким художественным вкусом. Доводилось ли вам слушать челябинский орган?
- В органном зале не был. Не ходил из принципиальных соображений, потому что считал, что тут место не для свадеб и светских мероприятий.
- Вам уже известно, когда орган перевезут в кинотеатр «Родина»?
- Для переезда органа в кинотеатр там тоже нужно многое подготовить. Думаю, на это уйдут месяцы. Ничего страшного в этом я не вижу. Конечно, хотелось бы быстрее. Но зайти туда в ущерб органу мы не можем.
- Что сохранилось о храме в местных архивах?
- Данных об истинной истории храма мало. Может быть, потому что строился он в непростое время, а может, потому что архитектор был из Петербурга. В местных архивах практически ничего нет. Сейчас мы отправляем несколько человек в Санкт-Петербург для работы в госархиве и архиве академии художеств, чтобы собрать больше информации и подготовиться к реконструкции.
- Сколько же лет на самом деле храму?
- 4 декабря 2011 года исполнится сто лет. Хотелось бы к этой дате успеть с алтарём и совершить литургию.
«Кормите» душу регулярно
- Рядом с храмом - ночной клуб. Не думали ли о подобной просветительской работе с молодёжью?
- Как говорит один ведущий современный православный богослов, наша церковь открыта как для президентов, так и для бомжей. От себя добавлю - и для людей из ночного клуба. Мы готовы общаться и всем свидетельствовать о Христе. Но в ночной клуб идти для того, чтобы там читать проповедь, - абсурд. Мы все знаем, что такое ночной клуб. Для чего туда приходят люди. Там люди не готовы слышать о Христе.
- Но ведь храм - это ещё и место для общественной работы: сёстры милосердия, реабилитационные центры для наркоманов, военно-патриотические клубы. Какова будет миссия храма?
- Об этом говорить ещё рано, не сформирован приход. Но я надеюсь, что географическое местоположение храма скажется на его миссии: вокруг вузы, много молодёжи и интеллигенции. Возможно, задачей храма станет преимущественно работа с интеллигенцией и молодёжью. Вероятно, это будет миссионерский клуб или встречи со студентами. Рядом - дворец пионеров. Я надеюсь, что нам удастся наладить общение с молодыми людьми разного возраста. У нас есть опыт организации рождественских концертов и спектаклей для детей. При кафедральном соборе действуют молодёжный театр и хор.
- Вы не могли бы сказать пастырские слова напутствия нашим читателям, многие из которых вас хорошо знают?
- У каждого должен быть свой храм. Храм - место, где можно отрешиться от земных забот и невзгод. В храме душа получает пищу, начинает дышать родным для себя воздухом. Всем искренне желаю, чтобы ваша душа не жила впроголодь, чтобы вы регулярно «кормили» её небесной пищей и давали глоток свежего воздуха. Пусть для кого-то со временем таким местом станет храм Александра Невского.
Возвращение храма в лоно церкви - восстановление исторической и духовной справедливости. И, может быть, когда она будет восстановлена, на наш город снизойдёт особая Божия благодать.