На всю страну художник Альберт Растяпин прославился четырёхметровым триптихом про челябинский метеорит с горожанами, в ужасе разбегающимися во время катастрофы. На волне популярности челябинец стал выдавать новые картины чуть ли не каждую неделю. Вот он рисует карикатуры на вандалов в парке и весенний паводок, следом уже замахивается на военные действия в Донбассе и присоединение Крыма. Публика по-разному оценивает такое творчество, сам же Растяпин уверен, что пишет историю.
Штампуют безвкусицу
Екатерина Степанюк, «АиФ-Челябинск»: Падение болида помогло раскрыть талант?
Альберт Растяпин: На самом деле по образованию я художник-оформитель, но 90-е вынудили пойти в рекламный бизнес. Надо было выживать, да и сейчас, в общем-то, на искусстве много не заработаешь. Все плакаты делали вручную, поэтому в агентства брали исключительно тех, кто умеет рисовать. Мои работы и до метеорита мелькали на выставках. Были портреты правителей в стиле наив, например Горбачёва, и картины с накладными предметами - Майкл Джексон с музыкальными дисками и Че Гевара с автоматными патронами. Но метеорит - знаковое событие, мимо которого не мог пройти.
- Широкой публике картину удалось показать?
- Приглашали в Москву и Санкт-Петербург. Во все времена в нашем городе котируются пейзажи родного края: озерцо, уточки, охотник, сосенки, цветочки. Было время, когда и мне приходилось писать на отвлечённые темы ради денег, но сейчас в приоритете остросоциальные проблемы.
Эти картины собирают на новостных и выставочных сайтах много просмотров, но дома такое не повесишь.
Сюжеты подбрасывает жизнь
- Чтобы отличаться, вы решили рисовать новости?
- Пытаюсь по-своему отразить нашумевшие события из новостных сюжетов, которые обсуждаются на всю страну. Получаются сатирические рисунки на злободневные темы. Проблемы экологии вылились в картину-пророчество «Челябинская мадонна», на которой женщина в противогазе на фоне заводов держит младенца, и рисунок с вонючей водопроводной водой. На «Весенней дороге» видны колдобины и растаявшие грязные сугробы, которые не убирали зимой. Рисунок «Кукушка» раскрывает проблему безответственных матерей, которых в последнее время словно стало больше. Есть картинки про паводок и ливнёвки, хитрого ростовщика и уничтожение тракторами подсанкционных продуктов, упавший башенный кран и людей, разгуливающих голышом по улице из-за проигрыша в карты или споре.
Всё это случается из года в год. Например, в июне потоп в Чурилово некоторые СМИ проиллюстрировали моей прошлогодней работой о подтоплении на Свердловском проспекте. Многие работы публикуют для заставки новостей в других регионах, ведь проблемы, на которые я указываю, общие для всех. Так за счёт многочисленных перепостов о моём творчестве узнали по всей стране. Хорошие новости быстро забываются, поэтому чаще рассказываю о происшествиях, которые задевают многих. Но есть и положительные рисунки. Из последнего - про итальянского пианиста Людовико Эйнауди, который сыграл на фортепиано в Ледовитом океане в поддержку Greenpeace. Рядом с композитором у меня расположились радостные пингвины и белые медведи. Затрагиваю также общемировые темы.
Например, захват российских журналистов на Украине, столкновения футбольных болельщиков во Франции, выход Британии из Евросоюза. Сейчас работаю над «Американской трагедией», где будут знаменитые башни-близнецы. В портфолио имеются и плакаты на байки, например о французском авиаторе Огюсте Фаньере, который врезался в Эйфелеву башню (по некоторым данным, эта легенда не имеет отношения к действительности. - Ред.).
- Удалось передать президенту картину про присоединение Крыма?
- Я бы подарил, только где с ним встречусь? Нет у меня таких знакомых. Даже картину про метеорит в итоге вывезти никуда не удалось - слишком огромная: 4,4 на 1,5 метра. Поэтому пока пытаюсь продвинуть работы на общегородских выставках. Иногда удаётся, мир не без добрых людей. Отличная площадка - галерея «Зимний сад» в бизнес-доме «Спиридонов». А с рисунками по новостям мечтаю сделать передвижную выставку, специалисты из столицы уже заинтересовались. Рисовать более серьёзные работы не всегда получается.
Так, для картины о конфликте в Донбассе, чтобы не срисовывать фотографии из Интернета, обратился к реконструкторам боёв. Хотел выехать на полигон и сам всё срежиссировать, но за это запросили огромные деньги. Собственных вложений у меня нет, приходится клянчить.
Досье
Альберт Растяпин родился в Челябинске в 1963 году. Окончил художественное отделение профессионального училища № 64 в 1982-м, после чего работал художником-оформителем на местных предприятиях. Сейчас работает менеджером по производству в рекламном агентстве. Семь раз выставлял картины в Челябинске, заочно участвовал в выставках Москвы и Воронежа. Женат, имеет двоих детей.