Примерное время чтения: 8 минут
201

По Еманжелинску пройдёт колонна клоунов

Фото автора

«Мы разговаривали с Олегом Митяевым. На Ильменском фестивале есть детская программа. Мы решили, что ее можно расширить и попробовать включить в нее в этом году выступления клоунов. Если совпадут гастрольные графики, перелеты, погода, привезем клоунскую группу из Ижевска, из Европы и, может быть, из Америки», - рассказал заслуженный артист РФ Александр Фриш.

Лауреат народной премии «Светлое прошлое» 2005 года Александр недавно посетил Челябинск, чтобы вручить на VIII торжественной церемонии «Светлого прошлого» статуэтку кентавра с цветком в груди своему другу музыканту, композитору, певцу Валерию Ярушину. Но не только на это у него нашлось время. Уроженец Еманжелинска посетил свой родной город, встретился с братом и бывшими одноклассниками, с которыми поддерживает теплые отношения. А также рассказал о своей задумке – организовать и провести клоунский парад в Еманжелинске в честь отца Вольфганга Фриша, пронесшего любовь к клоунаде через всю жизнь.

В 15 лет Вольфганг Фриш вместе с родителями приехал в Москву, очутился в цирке на Цветном бульваре и влюбился в буффонадного клоуна Александра Бугрова. Эта встреча, а, возможно, то, что называется «на роду написано» привели Вольфганга в мир клоунских розыгрышей и представлений. Он не имел специального образования, но выступал в цирке Юрия Никулина, всю сознательную жизнь прожил в Еманжелинске и подражал Чарли Чаплину, наклеивая черные усики, надевая на голову котелок и беря в руки тросточку. Он даже из жизни ушел, как настоящий клоун.

- Папа проснулся ночью, чтобы закрыть вытяжку печки заслонкой, - вспоминает Александр Фриш, - встал на табуретку, потянул заслонку, а она сломалась, потому что проржавела. Папа упал с табуретки. И так, по-клоунски, ушел из жизни. Папы нет уже 11 лет.

- Это правда, что отец привел вас к Юрию Никулину?

- К Юрию Никулину я привел отца. Но он мечтал, чтобы я был клоуном. Когда семья отца иммигрировала из Швеции в Москву, он по вечерам ходил в старый цирк на Цветном бульваре, был влюблен в буффонадного клоуна Александра Бугрова. А Бугров был учителем у Никулина. И когда я поехал в Москву, отец написал большое письмо этому клоуну Бугрову, где рассказал, что он был его кумиром детства. Я нашел Бугрова, передал письмо. Он был очень удивлен, узнав, что человек через всю жизнь пронес любовь к клоуну.

Позже, когда я работал у Никулина в программе, я рассказал ему про папу, про письмо. Никулин предложил позвонить папе и сказать несколько слов. Но не было на нашей улице Горной в Еманжелинске телефона. Тогда Никулин набрал Челябинск и сказал: «Поставьте!» Телефон стоит по сегодняшний день. Отец в благодарность Никулину за это привез в Москву в чемодане пять мороженных кур. Они стали дружить, переписываться. Отец иногда работал на новогодних елках в цирке. Так я познакомил папу с Никулиным.

- Ваш папа, как и вы, работал у Никулина?

- Мы делали новогодние елки для детей. Папа выступал в роли Емели. Сбылась его мечта: он выходил в манеж в сказках, когда приезжал в Москву.

- Его мечта определила и вашу судьбу. Когда вы были маленьким, могли представить, что станете клоуном и объедите весь мир?

- Когда мой папа приехал из Швеции в Москву, был одет иначе, чем русские дети. Его обобрали. По дороге в Мытищи у Казанского вокзала папа попросился у мамы, моей бабушки Эдельтруды Эрнестовны, в туалет. Бабушка ждала его, ждала, уже начала беспокоиться, и вдруг видит, что мальчик в кирзовых сапогах и в телогрейке, который крутиться возле нее, это Вольфганг, сын, мой папа. Она спрашивает: «Что случилось?» Он такой радостный из сапога достает две деревянные ложки и говорит: «Я всю одежду поменял в туалете у ребят-беспризорников на эти ложки. Они научили меня играть на них».

Эти две деревянные ложки стали символом его жизни. Если у немцев всегда в кармане есть губная гармошка, то в другом кармане у папы оказались еще и две деревянные ложки. Он, играя, на губной гармошке, которая была закреплена при помощи станочка на шее, одновременно играл и на ложках. Я запомнил этот праздник, который у отца всегда был с собой: в сапогах и в кармане. Всю жизнь я мечтал попасть на Казанский вокзал. И когда мы с сестрой в первый раз после 10 класса приехали на этот вокзал, у меня в кармане были гармошка и деревянные ложки. Мы хотели переночевать на вокзале, а ночевали в гостинице «Ленинградская». Потрясающее здание! Я зашел туда, подошел к вахтеру, говорю: «Вот вам подарок с Урала – самогон».

Мама нам дала на дорогу бутылку лечебного самогона на травах с пробкой из газеты «Новая жизнь». Попросил у вахтера разрешение переночевать с сестрой в холе гостиницы. Он отодвинул диван, и мы спали с сестрой на полу на газетах, укрывшись телогрейкой. Так осуществились мои мечты: я очутился в Москве, у меня были губная гармошка и деревянные ложки. Мечтал ли я о путешествиях? Конечно, мечтал. Потому что бабушка, имея подписку о невыезде из Еманжелинска на 20 лет, мечтала, чтобы внуки посмотрели мир. Она мечтала, чтобы мы когда-то попали в Швецию, посмотрели Германию, ее родину…

- Сейчас вы живете…

- …в самолете. Мы живем в Москве, Париже, Нью-Йорке. Чтобы не перевозить чемоданы, в каждой стране есть уголок, где можно остановиться. Весной мы в Париже, зимой – в Нью-Йорке, а осень встречаем или на Урале или в Коньково (район Москвы – прим. авт.). В Нью-Йорке в рамках национального циркового проекта занимаемся средствами цирка реабилитацией детей с ограниченными физическими возможностями. В Москве открыто отделение «Три апельсина», где средствами цирка – жонглированием, общением с животными – снимаем напряжение у детей, корректируем их ограниченные физические возможности. В Париже - театр Вячеслава Полунина «Мельница» и академия Фрателлини, цирковая школа, которую открыла дочка известных клоунов братьев Фрателлини. Мы организуем обмен студентов и преподаем, соединяя поэзию французского цирка с технической школой российского цирка.

- Бывших клоунов не бывает? До какого возраста можно быть клоуном?

- В моей жизни было четыре клоуна: мой отец, Вячеслав Полунин, Юрий Никулин, Олег Попов. Они такие все разные: Слава один, Попов другой, Никулин потрясающей доброты клоун. Мой отец научил меня сдерживать эмоции в жизни, копить энергию, чтобы вечером выплеснуть ее на манеже. Он исполнял знаменитый танец Чарли Чаплина из фильма «Новые времена». Помните, когда маленький бродяга записывает на манжетах слова песни, теряет их, напевает набор слов и танцует? Мой отец исполнял этот танец всю жизнь, до самого последнего дня. У нас сейчас в красном углу квартиры висит икона и котелок с тросточкой моего отца.

А в котелке – «усики Чарли Чаплина» – кусочек черной овчины, приклеенный к лейкопластырю. Он утром надевал котелок, усики и так ходил. В цирк так приходил, когда на открытие сезона мы мыли памятник Никулину. Папа сидел в автомобиле Никулина в образе Чарли Чаплина, играл на губной гармошке и на деревянных ложках. На вопрос, до какого возраста можно быть клоуном, отвечу словами моей жены Валери. Она определила лозунг моей жизни, как «Разукрашивать жизнь». Разукрашивать жизнь себе и другим – это миссия. Она не имеет возраста.

Для справки

Александр Фриш – заслуженный артист РФ.

Родился 11 ноября 1950 года.

Окончил Челябинский институт культуры (ныне – ЧГАКиИ).

Работал конферансье ансамбля «Ариэль». «Когда я впервые их объявлял на концерте в трубопрокатном заводе, сказал: «Для вас поет и танцует группа «Ариэль», - вспоминает Александр.

Снимался в отечественных фильмах «Полет в страну чудовищ», «Шутки в сторону», «Она с метлой, он в черной шляпе».

Его номер на моноцикле с огромным барабаном и 16 кирпичами стал классикой отечественного циркового искусства.

Он работал в разных странах мира. С цирком, как говорит, трижды объехал земной шар.

В мае 2007 года указом Президента РФ Александр Фриш награжден Орденом дружбы за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах