Предприятия транспорта - на грани закрытия. «АиФ-Челябинск» попытался разобраться в проблеме.
Передел рынка
- В райцентр, с. Уйское, приходится ездить на междугородных автобусах (а там тариф дороже, ходят реже и садят пассажиров, только если места есть свободные), - пишет в редакцию «АиФ» Нина Васильевна Смолина из с. Ларино Уйского района.- Или на маршрутке, что из Миасса, добираемся. Она маленькая совсем, стоя, бывает, ездим, и билет там дороже стал. Раньше у нас почти из каждой деревни в райцентр ходил автобус, и между деревнями ходил. Вот уж больше года, как нет ничего, в соседнюю деревню только пешком. (Уйское АТП в 2013 году было закрыто. - Ред.).
Вторит ей жительница г. Верхнеуральска Анна Кузнецова:
- Раньше ходил автобус, и мест всем хватало, и сиденья мягкие, а теперь «газели» да иномарки маломестные. Всё стучит, гремит, духота, билетов вечно не достать.
На своё нелёгкое положение просят обратить внимание жители посёлка Чеславка Кусинского района, расположенного на одноимённом железнодорожном разъезде. Добраться туда на автомобиле крайне сложно, особенно в межсезонье. Единственным транспортом был пригородный поезд № 6151/6152 Бердяуш - Михайловский завод, но электричку отменили (за 2012-13 гг. сократили 44 поезда. - Ред.). Путь до «большой земли» теперь - 15 километров пешком. Об автобусах здесь никогда не слышали. - Рынок межмуниципальных перевозок Челябинской области тихо «схлопывается» из-за подавления чиновниками реальной конкуренции, - написал в апреле в своём блоге политолог Александр ПОДОПРИГОРА.
- Маршруты для конкурса объединяются в лоты: к рентабельному добавляются как менее выгодные, так и совсем убыточные, - не согласился начальник управления транспорта министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александр ФИЛИППОВ.
Однако ситуация на рынке перевозок сейчас выглядит так: рентабельные маршруты продолжают функционировать, а убыточные, но социально значимые - на грани закрытия. Например, маршрут Касли - Багаряк уже сегодня работает не регулярно. АТП в Нязепетровске вот-вот закроется. Как в своё время это случилось в Кыштыме, Верхнем Уфалее, Каслях.
- Пригород бывает разный: одно дело - Челябинск - Копейск или Челябинск - Коркино, где пассажиропоток хороший и стабильный в течение всего дня в обе стороны. И совсем другой пригород - это маршрут Касли - Усть-Караболка, где утром автобус едет в деревню пустой, а обратно везёт человек десять, - рассуждает Иван ПЕТЯК, экс-директор МУП «Копейское пассажирское автотранспортное предприятие». - Несколько лет назад в России был издан учебник по пассажирским перевозкам. В нём сказано, что попытки передать общественный транспорт в частные руки нигде ещё не увенчались успехом. Даже в США государство дотирует до 70% расходов общественного транспорта. Во всём мире общественный транспорт - это не бизнес, а социальная ответственность власти. Но мы почему-то не хотим это признать.
Нельзя наказать
Ещё одна проблема - нелегальные перевозчики, которые работают без договора с минстроем. Никто не может гарантировать пассажиру, что машина в технически исправном состоянии, а водитель прошёл медицинский осмотр. Случись ДТП - пострадавшие не получат компенсации. Исправить ситуацию власти сегодня не могут.
Депутаты ЗСО направляли в Госдуму предложения о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), но их оставили без внимания. Это привело к правовому казусу: получается, что обслуживать маршруты без договора с органами исполнительной власти перевозчик может, но привлечь к ответственности за такую работу его нельзя.
Узнать, имеет ли право перевозчик работать на маршруте, можно, обратившись к реестру маршрутов, который размещён на сайте minstroy74.ru в разделе транспорт.
Реформа автовокзалов
Перевозчикам не нравится и новая политика службы организации движения, которая «осуществляет услуги по продаже билетов» на трёх автовокзалах в Челябинске и нескольких автостанциях в области: Миассе, Златоусте, Троицке, Магнитогорске, Южноуральске и Чебаркуле.
- В Челябинске могут появиться стихийные автостанции, как это произошло в Москве. Подпольные автокассы там располагаются на первых этажах жилых домов. Они такие грабительские кассовые сборы (15% от стоимости билета) не взимают, - уверены перевозчики.
- Частные автовокзалы интересуют только деньги, вспомните ураган 25 апреля. Несколько автобусов в этот день застряло на трассах, - говорит экс-директор «Челябгортранса» Борис Щуплецов. - Но по документам Минтранса РФ, движение должен закрывать не водитель, не перевозчик, не министерство, а начальник автовокзала или автостанции. Движение на Челябинск надо было закрывать ещё утром. Этого не сделали, потому что автовокзалам нужна была прибыль.
Снизить издержки перевозчиков на услуги автовокзалов и уменьшить стоимость билетов для пассажиров может перевод всех автовокзалов области в единое предприятие с формой управления ОГБУ (Областное государственное бюджетное учреждение), однако автовокзалов в собственности области нет, их необходимо или строить, или выкупать.
Кстати, «Челябоблавтотранс» направлял письмо в ЕТО с просьбой увеличить тариф на перевозку пассажиров с 1,85 руб./км до 2 руб./км. Если ЕТО сочтёт доводы транспортников убедительными, пассажиров ждёт очередное повышение цены на билеты.