Многие селяне в Челябинской области больше не могут добраться до райцентров. Перевозчики отказываются ехать в деревню.
Приготовились умирать
Обитателями заброшенного острова чувствуют себя жители деревень Троицкого района.
«Из деревни нашей теперь никуда не деться. Раньше в Троицк ездили постоянно. И к врачу, и в магазины. Автобус ходил три раза в день - утром, в обед, вечером. Сейчас один рейс в день, и тот не всегда бывает. От нашей деревни Белозёры до Троицка 45 км. Проезд стоит 102 рубля. И то говорят, что невыгодно и вскоре автобусы совсем к нам ходить перестанут», - с паническими нотками в голосе рассказали нам в белозёрской администрации.
Чем дальше деревня от райцентра, тем страшнее там оставаться. Бурханкуль от Троицка отделяет около 100 км дороги.
«Теперь так просто в Бурханкуль не приедешь, и чтобы выбраться отсюда, нужно ещё договориться с кем-нибудь. Конечно, кто помоложе, те сразу переезд задумали. И машин в деревне от этого стало ещё меньше. А старики что? Они приготовились умирать. Новогодний подарок от властей мы оценили - автобус теперь ходит к нам единственный раз в день с начала этого года. И не факт, что ты его поймаешь. Придёшь на 5-10 минут раньше, а автобус тебе только хвостом махнёт за поворотом. Прогноз тоже понятен: в деревню не будет приезжать даже катафалк», - рассуждает Валерий Казаков, житель Бурханкуля.
В Ключёвке всё того же Троицкого района настроены более решительно. Нашлись инициативные люди, которые собирают подписи односельчан и пишут письма в кабинеты власти - губернатору и в областное министерство дорожного хозяйства. А если это проблемы не решит, будут писать в Кремль. Ведь год назад президент решил вопрос со вдруг исчезнувшими электричками в нескольких регионах. Автобусы стали реже приходить в Ключёвку только в апреле, поэтому надежда на лучшее ещё жива.
Курс рубля на человечность
«Нам без автобуса нельзя. У нас дети-студенты в Троицке учатся, домой каждый день приезжают. Мест в общежитии на всех не хватает, - рассказывает молодая пенсионерка Анна Васильева. - Много кто ездит в Троицк работать. А нам говорят: «Нерентабельно возить - вас, мол, слишком мало». Но нельзя же всё мерить рублём! Автобусов стало меньше, и сразу такси подорожало. До Троицка от нас 30 км. Раньше такси стоило 350 рублей, сейчас - 430. Мамаша одна наша не знала, что автобусы отменили, так и застряла в Троицке до вечера с двумя малыми детьми. До дома их довезли на такси за 500 рублей».
Разъяснить ситуацию с автосообщением между райцентром и деревнями мы попросили первого заместителя главы Троицкого района Николая Заболотина. Он рассказал, что решением вопроса занимаются в министерстве дорожного хозяйства Челябинской области.
«В начале 2015 года министерство объявило конкурс на обслуживание межмуниципальных маршрутов. По договору, который заключили до 2020 года, автобусы в деревни должны были ездить от троицкого автобусного МУПа. Но в декабре 2015-го перевозчик обратился в министерство с бумагой о расторжении договора ввиду нерентабельности. 19 апреля был проведён новый конкурс среди перевозчиков, но те, кто его выиграл, потом отказались. 29 апреля снова состоялся конкурс. К 17 июня мы должны узнать, кто будет возить селян в райцентр. Мы понимаем необходимость решения этого вопроса, но решить его не в нашей компетенции».
Своё видение проблемы мы попросили высказать директора троицкого МУП МАП Андрея Дорошенко.
«Наше предприятие отказалось от межмуниципальных перевозок из-за убыточности, - ответил он. - В деревнях сейчас проживает слишком мало народу, чтобы перевозки приносили прибыль. И повышением цен на билеты тут ситуацию не исправишь. Нужна помощь от государства, как это было до 2008 года. Для нас были дотации, налоговые льготы, и система перевозок работала. А сейчас уже восемь лет нет помощи от государства, и решение вопроса зашло в тупик».
Дальше будет только хуже
Количество сельских маршрутов продолжает сокращаться. Тревожные сигналы начали приходить от жителей Красноармейского района. Они жалуются, что вместо высоких маршруток, где были стоячие места, теперь ездят только жёлтые «Газельки», да и те гораздо реже. В Красноармейском районе на маршруте № 640 до села Ачликуль вместо двух микроавтобусов на 18 мест теперь работает одна 14-местная «Газель». Сидячих мест хватает не всем, особенно в выходные дни. И теперь почти 100 км некоторым пассажирам приходится ехать стоя, согнувшись.
Надо сказать, что Сосновский и Красноармейский районы столкнулись с проблемой ещё раньше. Напомним, 10 марта 2011 года МУП «Челябинский автобусный транспорт» отменил практически все пригородные маршруты. Тогда это объяснялось тем, что чиновники не принимают мер к нелегальным перевозчикам. На маршруты муниципальных автобусов вышли микроавтобусы частных перевозчиков.
Пригородные маршруты в Челябинске обслуживаются из рук вон плохо: водители не соблюдают расписание, а у некоторых его попросту нет. Так, машины маршрута № 189 в Долгодеревенское отправляются не по графику, а когда в микроавтобусе не останется свободных мест. В ситуации чиновники обещали разобраться ещё в мае 2014-го.
Количество маршрутов, которые оплачиваются из бюджета, стараются сократить до минимума. Например администрация Каслинского района недавно объявила тендеры на обслуживание следующих внутримуниципальных маршрутов по регулируемым тарифам (который из бюджета):
- № 272: Воздвиженка - Щербаковка - Касли,
- № 221: Красный Партизан - Тюбук - Касли,
- № 794: Полднево - Касли,
- № 793: Шаблиш - Касли,
- № 792: Усть-Караболка - Касли,
- № 791: Тимино - Касли,
- № 273: Касли - Береговой,
- № 268: Вишневогорск - Касли.
Мы приводим этот список, чтобы жители района знали, какие рейсы будет оплачивать бюджет и какие автобусы будут регулярными. Вроде бы хорошая новость. Но расписание составлено так, что радости у пассажиров не вызывает. Там, где раньше автобус ходил каждый день, он будет курсировать три раза в неделю - по средам, четвергам и пятницам (№ 273). А где ходил туда-обратно каждый день, второй рейс сделали крайне неудобным: утром можно уехать в райцентр, а вот вернуться домой надо уже до обеда. Выходит, тем, кто в райцентре работает, возвращаться придётся на такси (из Берегового автобус уходит в 7.35, из Каслей - в 13.30. - Ред.). Но раз деньги казённые и рассчитаны на два рейса, почему не сделать расписание удобным для людей?
Больше всех, считают жители Каслинского района, повезло тем, чьи сёла расположены в трёх километрах от трассы, где постоянно идут междугородные автобусы (это жители Красного Партизана, Воздвиженки и Щербаковки). До трассы дотопать можно пешком, если ты молодой.
«Раньше, - говорят крестьяне, - чтобы выжить, в деревне была нужна корова. А сейчас - машина! В сёлах остаются доживать свой век старики. А им надо то в собес - справки выправлять, то в больницу - последнее здоровье лечить».
Мнение эксперта
Денис Джафаров, руководитель интернет-портала «Маршрутка 74»:
- В городе работать выгоднее: здесь пассажиропоток больше, даже при высокой конкуренции заработок выше, чем на пригородных маршрутах, особенно в отдалённые сёла. Из деревень утром в город едешь полный, из города возвращаешься пустой, а вечером наоборот. Такие маршруты должны заключаться как муниципальный заказ. Можно повысить цену проезда, но тогда пассажиров станет ещё меньше, поездка до города будет не каждому по карману.
Яков Гуревич, эксперт в области логистики:
- На мой взгляд, транспортная система в Челябинской области давно не функционирует. Власти никакого уровня не ставят перед собой задачи по решению проблемы транспортного обслуживания населения - как организовать, как дотировать, как привлечь бизнес. К чему это приведёт, всем ясно - к неминуемому вымиранию деревни. Во всём мире такие перевозки дотируются бюджетом. Но у нас принято говорить о дефиците бюджета, а не о дефиците разума и перспективных решений.