В одном черном-черном поселке, на одной черной-черной улице... Так можно было бы начать рассказ о поселке Бобровка, расположенном в Троицком районе. Когда-то вполне благополучный, сегодня он стал зоной настоящего экологического бедствия.
Старенький желтый "лиазик" десятого маршрута не спеша едет из Троицка в Бобровку, поселок хоть и не забытый Богом, но местной властью точно не обласканный. Когда-то местный совхоз считался богатым. Да и сегодня его жители на жизнь почти не жалуются: дорогу им отремонтировали, рабочие места понемногу появляться стали. Одна беда - черный от золы снег.
Жизнь в дыму
Автобус идет через поселок ГРЭС. Здесь снежок еще белый, несмотря на то, что из четырех огромных красно-белых труб энергетического гиганта шлейфом тянется дым. А вот уже чуть поодаль от энергопредприятия снег темнеет на глазах и по цвету больше напоминает асфальт.
- Эта беда у нас уже года два, - говорит сидящая рядом бобровчанка. - Уже забыла, когда последний раз белье вешала на балконе. Сереет мгновенно.
Пепел на головы бобровцев сыплет Троицкая ГРЭС, уверен и стар и млад в поселке.
- Мы такого снега со времен Горбачева не видели! Руководство ГРЭС отчитывается, что у них всё нормально, нарушений нет. Но у нас-то ненормально! - жалуются в поселке встречающие из школы детей и внуков женщины. - Ладно, мы, взрослые, дышим этим воздухом, свои легкие заражаем, народ уже закаленный. А наши дети, а наши внуки!
Пока женщины жалуются, ребятишки возле школы играют в снежки. Правда, снежки черные...
- Последнее время у нас многие жалуются на здоровье. А у кого есть аллергия, тем вообще житья нет, - говорит жительница поселка Нина Петровна Варлашина. - От врачей не выходят. У одной моей соседки внук как приезжает сюда из города, вообще дышать здесь не может! Теперь не внук к бабушке в деревню отдыхать на каникулы приезжает, а бабуля к внучку в город проведать да свежим воздухом подышать ездит. В поселке говорят, что самый высокий уровень онкозаболеваний в районе именно в Бобровке! Я думаю, что это правда.
По словам бобровцев, зимой золу еще можно стерпеть. Самое страшное - весной: в марте-апреле многострадальный поселок оказывается в окружении черных зольных потоков. А летом не редкость гибель урожая. А ведь многих посельчан, особенно пенсионеров, огород-то только и кормит.
- Летом что сажаем на огородах, всё пропадает, - причитают бабушки-огородницы. - Если ветер в нашу сторону, юго-западную, а он почти всегда так дует, это просто караул!
Местные рыбаки тоже подмечают: экология "душит" не только их самих да овощи-фрукты, но и главную отраду - рыбку в водоемах. Рыбы за последние годы стало в разы меньше, на дне реки давно нет ила. Вместо него - слой золы.
Или дышать, или работать
Вроде бы побыли мы в поселке всего час, но в горле уже першит, а на зубах скрипит зола. На одежде появился серый налет.
- Это еще что! Стирать мы привыкли каждый день. У нас в Бобровке шубу надеть нельзя - вся серая становится от золы, - говорят хором женщины. - И квартиры привыкли мыть каждый день да через день. Грязь-то вся домой таскается.
- Проблема в двух энергоблоках - N5 и 9, в которых электрофильтры, отвечающие за выброс в окружающую среду, отработали свой ресурс. Блок N9 будет отремонтирован в этом году и в октябре вступит в строй в обновленном виде. Блок N5 будет работать так же: финансирование на его ремонт будет открыто только в этом году, а обновлен он будет только в 2009 году, - комментирует ситуацию Александр Рытанович, заместитель главного инженера Троицкой ГРЭС по ремонту, реконструкции и техническому перевооружению. - Нас буквально осаждают жалобами жители города и района, но пока ситуация не изменится. Да, есть выход из положения - отключить эти два блока. Но вот только решение об отключении неисправных блоков принимает не руководство станции, а вышестоящие инстанции...
Отключить блоки нельзя. Жители Бобровки прекрасно это понимают: многие из них же без работы останутся. Бобровцы имеют возможность работать лишь в дробильном цехе, на карьере, местном заводе ЖБИ да ГРЭС. Все помнят, когда в 90-е ГРЭС работала через раз, как, сидя без работы, с грустью смотрели на трубы, из которых не шел дым.
- Наверное, нужно потерпеть, - считает Вера Есененко. - Может, когда-нибудь лучше и станет. Газ вот уже проводят, дорогу сделали... Может, и до золы доберутся.
Но с ней согласны немногие. Бабе Вале, одному из старожилов экологически неблагополучного поселения, уже годков за 75, но она ждать милости от властей не собирается.
- Оттудыва, говорят, дымит, - покашливает и показывает в сторону труб рукой баба Валя. - И так от старости подохнем, так тут еще и это! Нет жизни никакой! Думаю, что как дымит, так и будет дымить...
Бобровцы уже обили, наверное, все пороги в поисках помощи и защиты, писали письма в министерство экологической безопасности, Рос-потребнадзор, Ростехнадзор. И если потребуется, напишут письмо даже самому Чубайсу, главе РАО "ЕЭС России". Чтобы вернул им белый снег.
P.S. Пока верстался номер, стало известно, что в 2008 году затраты Троицкой ГРЭС в Челябинской области на реализацию экологической программы достигнут 200 млн рублей. В соответствии с разработанным на Троицкой ГРЭС планом мероприятий по снижению предельно допустимых выбросов, к 2010 году выбросы станции будут уменьшены не менее чем в два раза.
Кстати
Что падает на головы жителей Бобровки? По словам экологов, работа на угле выдает целый "букет" опасных соединений (именно на угле работает Троицкая ГРЭС): это окиси углерода и азота, сера и, наконец, бензопирен - наиболее вредное вещество в этом перечне. Кроме того, на прилегающую территорию выпадает большое количество так называемой угольной пыли.