Если состояние дорог продолжает оставаться общероссийской бедой, то про общественный транспорт такого не скажешь. Да, есть города, где муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи работают без убытков. Но Челябинск, к сожалению, к данной категории не относится.
Одни обвиняют руководство "Челябгортранса" в неумении работать и предлагают передать всю сферу в частные руки. Другие призывают сохранить общественный транспорт хоть в каком-то виде, невзирая на расходы.
Сами челябинские транспортники приводят в оправдание своей убыточности одни и те же аргументы. По их мнению, проблема не в том, что маршрутных такси много и работают они больше, а в том, что муниципальный транспорт перевозит многочисленных льготников. По подсчётам городских властей, в среднем челябинский льготник совершает до 42 поездок в месяц, тогда как компенсируется из областного бюджета лишь немногим более 18 поездок. Не следует забывать, что муниципальным транспортом пользуются и областные льготники, посещающие Челябинск.
Кроме того, если такси могут выбирать более "денежные" маршруты, то автобусы, трамваи и троллейбусы такого права лишены - они обязаны обслуживать все, даже самые отдалённые и малонаселённые районы мегаполиса. Возможно, ошибочным было и принятое в своё время решение повысить стоимость проезда с 10 до 12 рублей. Из-за этого в один миг общественный транспорт уравнялся с вездесущими и более быстрыми "маршрутками". У муниципалов, может быть, был расчёт на то, что частники следом повысят стоимость проезда и таким образом дадут некоторую фору "Челябгортрансу"? Но конкуренты на "ГАЗелях" и "ПАЗиках" рынок просчитали вернее, на некоторых "маршрутках" цена наоборот понизилась до 10 рублей. Удержать цену им помогло снижение цены на топливо в начале прошлого года.
В этом или другом была стратегическая ошибка управления общественным транспортом, но на сегодня долг МУП "Челябгортранс" достиг 250 миллионов рублей. Без помощи со стороны предприятие ждёт окончательное банкротство.
Сейчас губернатором создана совместная рабочая группа, где над поиском решения работают представители как города, так и области. Свои предложения по выходу из кризиса мэрия уже передала министру строительства, транспорта и дорожного хозяйства. Известно, что одно из предложений касается перевода предприятия в категорию бюджетных потребителей электроэнергии - пока же "Челябгортранс" включён в категорию общих потребителей.
Областным властям предстоит найти вариант, который устроит всех: и энергетиков, и транспортников, и, конечно, пассажиров. Существует ли вообще такой вариант - пока один большой вопрос без ответа.
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного строительства Челябинской области Иван Белавкин: - Мы рассмотрели все предложения челябинских властей. Что касается тарифов, то город согласился в итоге, что они обоснованны. Будет вестись работа по согласованию паспортов межмуниципальных и пригородных остановок. Самый большой вопрос - количество поездок для льготников. Решено, что число поездок федеральных льготников будет учитываться по факту проезда, существующая система карт это позволяет. Количество же поездок для региональных льготников будет увеличено до 33. Кроме того, будут выписываться штрафы за нарушения в сфере транспортных перевозок. Всё это позволит нам нормализировать ситуацию.