Примерное время чтения: 6 минут
90

Страна Хоббитания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2009

Все знают, что нимфы живут в Греции, а гномы - в сумрачных германских штольнях, лепреконы - в Ирландии, а джинны - в аравийских пустынях. А значим ли настолько южноуральский фольклор?

Челябинская собирательница сказов и легенд нашего края Ирина Кириллова убеждена, что наш фольклор, безусловно, значим. Вышедший год назад первый сборник легенд уже выдержал три издания, сейчас готовится к выходу второй сборник.

По мнению исследователя, южноуральский фольклор полон самых неожиданных существ и образов, многие из которых имеют под собой вполне реальную основу.

Кукиш против змея-гиганта

К примеру, вполне возможно, что на Южном Урале в глубокой древности жили... хоббиты. По крайней мере, предания рассказывают о малорослом, но красивом и мудром народе - их называют то "стары люди", то "чудь". Последнее название, кстати, вполне историческое и относится к финно-угорскому народу, который когда-то обитал не только на Урале, но и на северо-западе Руси.

Однако в местном фольк-лоре некогда реальный народ, вытесненный следующими волнами переселенцев, приобрёл несколько фантастические черты: рассказывали, что стары люди жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя вместе со всеми сокровищами. И старатели пытались добраться до этих скрытых богатств. Неоднократно дольмены и менгиры каменного века, которые находили на Южном Урале (скажем, всем известные постройки и пещеры на острове Вера), приписывали именно чуди, полагая остатками их жилищ. А под сокровищами понимали различные минеральные богатства: малахит, хрусталь, медь. Не исключено, что старатели действительно натыкались на рудники железного века, на древние кузницы с остатками изделий, схороны с заготовками, и ещё больше убеждались, что стары люди похоронили себя вместе со всеми сокровищами.

Другой популярный фольклорный образ Южного Урала - Великий Полоз, гигантская змея, живущая в горах. Кто-то говорит, что это существо воплотило все страхи старателей, которые пришли на Урал из равнинной части России и были не привычны к змеям и ящерицам, обитавшим в горах. Другие утверждают, что огромный извивающийся Полоз - это отображение рудоносных жил, которые тянулись в породе и могли напоминать окаменевшего змея.

Есть история старателя Андрея Лобачёва, что столк-нулся с Полозом недалеко от Таганая. Дескать, однажды он заночевал в горах, прилёг на бревно, которое валялось неподалёку. Проснулся из-за того, что бревно стало под ним ходуном ходить. Вскочил Андрей и увидел, что не бревно это, а тело огромного змея, который уже поднял голову и собрался его проглотить. Интересно, что спасся старатель тем, что показал змею... кукиш. Считается, что этот не вполне приличный жест в старину имел значение именно оберега от нечистой силы.

Есть и вовсе необычные персонажи, например, Чугунная бабушка. Её отлили каслинские мастера, потом фигуркой незаконно завладела немецкая заводчица. Добра ей это не принесло. Чугунная бабушка стала её всюду преследовать: принимала угрожающие формы и раскалялась добела.

До сих пор рассказывают о старике Карпее - ещё будучи молодым, вместе со своей женой он нашёл рубиновый рудник на территории нынешнего Ильменского заповедника. К несчастью, жену при этом завалило камнями. Карпей зажил отшельником и долгое время никому не говорил, где находится рудник. Только когда началась Великая Оте-чественная война, старик решился раскрыть секрет, чтобы помочь родной стране. Поехал в Миасс и вызвался проводить к руднику одного академика. Но тайна так и осталась тайной: во время трудного подъёма в гору Карпей потерял сознание. До рудника академик так и не добрался.

Заходите в наш балаган

- Конечно, большая часть историй, что мне удалось собрать, общие для Урала, - говорит Ирина Кириллова. - Следует учитывать и то, что многие легенды дошли до нас в литературной обработке, благодаря тому же Бажову, хотя он далеко не единственный, кто собирал уральский фольклор.

Тут можно назвать Юрия Гребенькова из Кыштыма, который работал машинистом на горно-обогатительном комбинате, но живо интересовался различными преданиями. И Юрия Подкорытова из Челябинска - он особое внимание уделял башкирскому народному творчеству и происхождению названий деревень, гор и озёр.

По-прежнему ведёт сбор и обработку краеведческого материала в Миассе Валентина Усольцева. В Нагайбакском районе собирает местные предания Светлана Вдовина.

Большой плюс от стараний таких энтузиастов состоит ещё и в том, что удаётся сохранить множество слов ныне или уже полностью вышедших из употребления, или поменявших своё значение. Так, под словом "балаган" мы сейчас понимаем шатёр или просто беспорядок, но никак не временную постройку, где жили старатели. Уже давно никто на Урале не говорит: "Борони бог!", то есть "Упаси бог!", "болботать" - бормотать, говорить невнятно; "грабарь" - землекоп. А в определении "навозный" не было ничего обидного: это значило человек, приехавший издалека. А любимые девушками "цацки" изначально обозначали детские игрушки.

В будущем Ирина Кириллова собирается уже перейти от составления сборников к анализу сказов и легенд.

- Одно время думала, что можно собирать прежде абсолютно неизвестные предания, - говорит автор. - Но, к сожалению, сейчас совсем другое время - найти живых носителей легенд очень сложно, практически невозможно.

Может быть, кто-то из наших читателей знает сам или слышал от кого-то из своих бабушек-дедушек южно-уральские сказания. Запишите их: они могут понадобиться исследователям фольклора. Конечно, не факт, что история ваша будет абсолютно неизвестна, но есть вероятность, что ваша запись поможет уберечь от забвения исчезающую легенду.

КСТАТИ: В иной форме, но фольклор на Южном Урале развивается и поныне. На Таганае люди рассказывают "страшилки" о Чёрном туристе, призраке несчастного альпиниста. Кроме того, известны истории о Киалимской бабке на том же Таганае - говорят, чаще всего её видят у вершины Ицыл. Хороших людей она выводит на нужную дорогу, а плохих заставляет блуждать. Некоторые учёные полагают, что многочисленные свидетельства о встречах с "высшими силами" на Аркаиме тоже можно отнести к современному фольклору.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно