Челябинская область, 22 мая - АиФ-Челябинск. Заведующий кафедрой древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ доктор исторических наук Александр Таиров провёл целый ряд раскопок от эпохи бронзового века до времени саков, савроматов и гуннов и обнаружил редчайшие захоронения кочевников. Он один из тех, кто первым встречается лицом к лицу с древними южноуральцами.
Грабили свои же
- О кочевниках сложилось представление, что это просто толпа на конях, которая носится туда-сюда и грабит, - мол, какая у них может быть цивилизация?
- Это устарелый стереотип, который сложился ещё на заре советского времени. Сейчас никто не оспаривает само понятие «кочевая цивилизация». Подобный тип хозяйствования был самый рациональный для степи при тогдашнем уровне технологий. Более того, без кочевников не было бы международной торговли. Они выступали провод-
никами, охранниками караванов, обеспечивали транспортными животными.
- И много от этой международной торговли древних времён осталось следов на Южном Урале?
- Достаточно. Например, зеркала из Китая врёмен династии Хань, шёлк - его фрагменты в сухом климате иногда сохраняются. В захоронениях у посёлка Магнитный, что в Агаповском районе, найден набор римской посуды -
это самая восточная находка подобного рода. Мы обнаружили даже стеклянный стакан - большая редкость!
- А те, кто оставлял под землёй эти сокровища, устраивали ловушки, подобные тем, которые можно видеть в приключенческих фильмах?
- Создатели наших курганов использовали в основном дерево и грунт. Когда дерево сгнивало, конструкция обрушивалась, - вот и все препятствия, с которыми приходится иметь дело археологам. Так, при раскопках в Кичигино мы столкнулись с коридором, заваленным камнями. Он вёл к погребальной камере. Но грабителей это не останавливало. Причём нередко грабили свои. Это можно понять по вертикальным подкопам, которые делали точно на такую же глубину, где находятся и камеры.
Романтизма было больше
- Вы с самого начала учёной деятельности ведёте занятия со школьниками, вместе выезжаете на раскопки. Сильно ли изменились дети за это время?
- Сильно, конечно. Я разных детей видел, довелось покопать и с американскими, ещё когда только начались контакты между нашими странами. Показалось, что они намного крупнее наших. Поразило ещё, что и тогда американские девочки наотрез отказывались принимать помощь.
А наши раньше были более романтичные. Нынешние куда как прагматичнее, сразу перед экспедицией начинаются вопросы: «А душ у вас там есть? А горячая вода? Что, и готовить самим надо?!» Но всё равно есть энтузиасты. Покопаем ещё!
- Какие планы на нынешний археологический сезон?
- Коллеги будут совместно с немцами проводить раскопки укреплённого поселения Каменный амбар, что в Карталинском районе. Намечены исследования захоронений протомадьяр (предки венгров) в Кунашакском районе. Кстати, в августе у нас пройдёт международная конференция по мадьярам. Я же сам продолжу раскопки кургана Шихан в Нагайбакском районе. Он самый большой в области, высотой 6 метров.
Вася из бронзового века
- На Алтае одни местные жители потребовали захоронить мумию знатной женщины, объясняя это тем, что дух мумии может вызывать некие бедствия. Другие, менее мистично настроенные, говорят, что надо просто уважать даже столь древние останки. Как вы относитесь к таким призывам?
- В мистику, конечно, не верю и при раскопках ни с чем сверхъестественным не сталкивался. А с этической стороны... Знаете, и православная церковь не возражает против раскопок. Есть даже такое направление, как церковная археология: ищут церкви, те же захоронения. Мы же имеем дело с останками человека, а не с его душой. И потом, есть такое выражение: «Человек жив, пока живы те, кто его помнят». А мы каким-то образом возвращаем память о давно ушедших, так что духи не должны быть в обиде!
- А насколько «красноречивы» останки наших предков? Чем болели, как жили древние южноуральцы?
- Мы уже давно проводим реконструкцию останков. Встречаются интересные экземпляры. Скажем, нашли в Кичигино захоронение богатой жрицы. После установили, что было ей за 60 лет, страдала от остеохондроза, у неё не оказалось кисти левой руки, но на том месте мы нашли кольцо - возможно, у неё имелся протез из органического материала, который со временем исчез.
У посёлка Магнитного была похоронена тоже женщина-жрица, в годах, сильно горбатая. Рядом - вещи, связанные, вероятно, с культом, котёл например. Если представить, настоящая Баба-Яга!
- Женских захоронений на Южном Урале, получается, немало. Уж не матриархат ли у нас царил?
- Матриархата в эпоху бронзового века, конечно, давно не было, но уважением женщины пользовались. Это связано с кочевым образом жизни. Мужчины уходили в поход, дома оставались женщины, старики, дети. Поэтому дамы должны были владеть оружием, чтобы в случае чего защитить хозяйство и родных. Да и хозяйство-то всё на женских плечах! Сохранились свидетельства греков, что у савроматов (их племена обитали и в наших краях) девушка не могла выйти замуж, пока не убьёт врага. Для греков, чьи женщины сидели по домам, это было так удивительно, что родились мифы об амазонках.
- Сильно ли отличаются те лица, из глубины веков, от современных?
- Помнится, как-то сделали реконструкцию женщины-жрицы и мужчины-воина из кичигинских курганов и передали в музей Увельского района. Так местная жительница смотрела-смотрела, а потом и говорит: «Ой как на мою бабушку похожа! А этот мужик - ну точь-в-точь Вася из соседнего села!» Вот что и ценно: людей разделяют тысячи лет, а они ощущают себя чем-то общим. Понимают: все мы связаны. Ведь нет чистых народов, так что бессмысленно вести споры на тему, кто и где жил и чья где земля.
Смотрите также: Где находятся «проклятые горы»?