Примерное время чтения: 5 минут
70

Место в планах президента

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 30/09/2009

Возможно, моё открытие, которое сродни открытию дилетанта (именно они и делают, между прочим, большинство настоящих открытий!), и вызовет улыбку жителей Озёрска, но всё равно отмечу: этот город уже давно не равнозначен комбинату "Маяк".

Здесь много, по челябинским меркам, театров, учреждений культуры и индустрии развлечений. Бизнес развит настолько, что уже поставляет для соседних стран министров и премьер-министров. А политические скандалы дают работу десяткам журналистов далеко за пределами города, заставляя их с удовольствием вставлять в свои тексты сочетание "впервые в стране".

Кормилец нашего бюджета

Тем не менее слова, сказанные некогда в Америке про "Дженерал Моторс", стопроцентно применимы сегодня к озёрским реалиям: "Когда "чихает" "Маяк" - кашляет весь город" или "Что хорошо для "Маяка", то хорошо для Озёрска". Именно "Маяк" "вытащил" на себе в прошлую зиму отопительный сезон в городе, замученном коммунально-чиновной неразберихой. А когда весной прошёл слух о возможном переводе в Сибирь завода N 20, взволновался буквально весь город - до сих пор здесь пишут письма "наверх", требуя "объявить решение".

Кстати, будучи на днях в Москве, задал этот вопрос депутату Госдумы, хорошо знакомому с темой, но не пожелавшему "светиться" по политическим мотивам. Он слегка удивился и спросил: "А какого они, собственно, ждут решения? Решения о переводе завода не было, стало быть, и отменять нечего. Ничего там в ближайшие 7-8 лет принципиально меняться не будет, есть давно согласованные серьёзные планы развития "Маяка". Что ж, во всём есть свои плюсы: лет 20 назад никто "зондировать" общественное мнение даже не подумал бы.

К счастью, "чихать" "Маяк" не собирается. Наоборот, нынешний кризис отчётливо показал: если есть у Челябинской области настоящие перспективы в высокотехнологичной экономике ХХI века, то во многом они связаны именно с этим предприятием. И это не прожекты, а самая что ни на есть ощутимая реальность. В то время как доходы областного бюджета от традиционных "кормильцев" - металлургов - резко упали, "Маяк" исправно поставляет в областную казну свою немалую долю.

Причём она будет расти, учитывая магистральную тенденцию новой экономики: продукция низкого уровня передела (те же металлургические заготовки) будет неуклонно снижаться в доходности, уступая место наукоёмким услугам с высокой добавленной стоимостью. А это - стопроцентно про "Маяк". Так что кому кризис, а кому - доказательство состоятельности и уверенности в себе.

Достойный уровень

Стабильность градообразующего предприятия прямо отражается на уровне жизни в городе: по подсчётам аналитиков, достаточно приличный средний уровень доходов населения в Челябинской области держится сейчас в основном именно на доходах озерчан, снежинцев и жителей Трёхгорного, которые значительно выше среднеобластных. Самое важное - это не "остатки" былых заслуг, а результат сегодняшней работы, который даёт уверенность в завтрашнем дне.

Похоже, сами озерчане пока не очень ценят это. Но если бы они могли часто и откровенно общаться с работниками челябинских машиностроительных предприятий (про менее крупные города и разговора нет), которые сидят нынче в долгах как в шелках в ожидании массовых банкротств и не ведают, откуда придёт избавление (автопром стоит, сбыта нет и не предвидится, продукция неконкурентоспособна, зарплаты и занятость существуют только на бумаге), то прочувствовали бы, что значит иметь в городе надёжный "якорь". Ведь из пяти стратегических векторов экономической модернизации страны, обозначенных недавно президентом Д. Медведевым в статье "Россия, вперёд!", первые два прямо относятся к сфере деятельности "Маяка". ("Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии").

Как ни крути, а оборонный заказ, регенерация отработанного ядерного топлива атомных реакторов, производство радиоактивных изотопов - это растущие рынки, достойное место на которых "Маяк" себе обеспечил надолго.

Мы говорили на все эти темы с генеральным директором ПО "Маяк" Сергеем Барановым, однако от "выставочного" интервью он отказался. "Поездите по городу, поговорите с людьми, прочувствуйте, что их волнует и интересует, а я готов комментировать любые темы, но уже конкретно и по существу. А отчёты мы в Москву и так регулярно отправляем", - сказал директор. Чувствуется, что открытость действительно становится на главном предприятии города нормой и даже привычкой - в меру допустимого, конечно. Во многом потому, что в Росатоме убеждены: только открытость может служить сегодня настоящей гарантией как безопасности производства, так и коммерческих успехов. Времена меняются - меняется вместе с ними и "Маяк".

Кстати, единственное, что особо и даже с гордостью отметил Сергей Баранов - это то, что по итогам последней инспекции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, существующая система обеспечения ядерной, радиационной и технической безопасности на ПО "Маяк" вновь признана соответствующей всем требованиям норм и правил в области использования атомной энергии. "У нас случайностей не бывает", - твёрдо высказался генеральный на весьма актуальную сегодня тему.

Другие животрепещущие сюжеты и оценки - в следующих выпусках "Открытых городов".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно