Примерное время чтения: 8 минут
607

Профессор Сергей Гордеев: «У нас старые заводы ассоциируются со свалкой!»

фото Александра Фирсова / АиФ

Есть ли рациональное зерно в переносе заводов за пределы Челябинска? Почему у нас возник огромный бюджетный дефицит? И в чем нам стоит взять пример с Новосибирска?

Об этом и многом другом наш разговор с профессором, кандидатом экономических наук Сергеем ГОРДЕЕВЫМ.

Полузаморозили при Сумине

– В свое время вы раскритиковали идею вынести все заводы за пределы Челябинска. Но многие челябинцы эту идею бы только поддержали…

Мне хотелось бы спросить, а где зарплату наши челябинцы получать будут? Какая у нас альтернатива? Ведь не только рабочие, но и учителя, врачи зависят от реального производства. В нашем случае основное производство, у нас – заводы.

Конечно, в предложении есть рациональное зерно. Если завод может озолотить весь город, получает такую прибыль, которая позволит решить и экологические проблемы – это одно дело. Но если завод приносит только убытки, загрязняет окружающую среду, да еще и способствует росту социальной напряженности, задерживая зарплаты и тому подобное – это совершенно другое. Такой завод не переносить, а закрывать надо! Вместо этого у нас господствовала некая псевдосоциальность – пассивная экономическая политика, надежда на то, что кто–то сверху решит все проблемы. Сейчас расплачиваемся за подобный подход.

А в чем заключается псевдосоциальность?

Самый показательный пример – ситуация с ЧТЗ. Предприятие уже десять лет в состоянии полубанкротства. Но банкротство предполагает и диверсификацию. У нас же выполнили только одну часть – сохранили предприятие. Хороший повод рапортовать – мол, рабочие места сохранены, производство тоже. Но где же следующий шаг? А ведь предприятие перспективное, можно там другое производство развернуть. Ведь давно понятно, что столько тракторов экономике просто не нужно!

Получается, это беда не только нынешнего времени?

Нет, конечно. ЧТЗ, откровенно говоря, это вообще индикатор экономической политики при губернаторе Петре Сумине. Все застыло в полузамороженном состоянии, проедало само себя.

Впрочем, многие беды обозначились еще в советское время – экономика ведь штука очень инерционная. А если глубоко копнуть, так часть наших болезней еще Демидов заложил. И эти болезни надо лечить, но не таким способом, как у нас привыкли – или глаза закрыть, или руку отрубить.

Повторяю, ситуацию с теми же дымящими трубами можно изменить – уже есть «белая металлургия». У нас старые заводы ассоциируются со свалкой. Пусть завод перенесем, но отвалы–то останутся! И потом, где взять огромные инвестиции на такое мероприятие? Неужели каждый челябинец заложит квартиру и скинется по полмиллиона?

Генплана не существует

– Но не будете же вы отрицать, что благодаря переносу заводов в Челябинске освободятся большие площади, которые можно использовать с большей пользой?

Смотрите, если заводы перенести, как наладить поток огромных масс рабочих за город и обратно? Это все вопрос экономической обоснованности, с которым у нас, в целом, плохо. Все радуются появлению новых микрорайонов на Северо–Западе, но ведь это значит, что на сравнительно небольшом пятачке сосредоточится 300 тысяч человек! На Северо–Западе нет большого числа рабочих мест, а значит, все это население надо куда–то везти. То есть, уже заложена проблема. Все это в очередной раз показывает, что реального генерального плана развития города на самом деле нет. Социальный, экономический, экологический эффект – все это надо считать. А у нас решая одну проблему, создают другую.

В Челябинске было ли, что принимались во внимание все три перечисленных вами фактора?

Да за десять последних лет – ни разу. Возьмем, к примеру, дорожную революцию – она была нужна, но как воплощена? Где–то у нас появились асфальтовые поля, а где–то бутылочные горлышки – узкие места и пробки!

А в других регионах есть успешные примеры решения насущных проблем развития городов?

Да, скажем, в Новосибирске, который сейчас не город–монолит, а развивается как совокупность изолированных и законченных районов. Это, по моему мнению, успешный опыт. А у нас даже местные жители не могут различить Калининский и Курчатовский районы. Но я уверен, что и Челябинск придется окружать микрорайонами, наподобие новосибирских.

Придется исправлять все перекосы. К примеру, у нас все мощности по производству тепла на востоке, а основная масса жилья на Северо–Западе. Какая может быть тут эффективность? И мы потом еще удивляемся росту затрат на коммуналку! Получается, как Аркадий Райкин когда сказал – пуговицы пришиты, а костюма все равно нет!

Откуда возник дефицит?

– Согласны ли вы с мнением, что Челябинской области пришло время опираться не на металлургию, а другие отрасли?

А куда девать целое поколение металлургов? Альтернативу придется создавать годами. В одночасье металлурги не станут швеями–мотористками. Я согласен, что металлургия – в таком виде не наше будущее, но оно наше настоящее. Конечно, нам нужен и малый, и средний бизнес, но где эти предприятия будут брать металл? В Китае? Который, кстати, производит металла в 5 раз больше, чем Россия, но при этом очень даже успешно развивает малый бизнес. Так что не в отрасли проблема, а в подходе. Мы постоянно шарахаемся – то строим заводы–гиганты, то их рушим и ударяемся в малый бизнес.

Вы однажды заявили, что наша область особенно отстает по такому показателю, как финансовая результативность – о чем речь?

Проще говоря, область не получает хорошей прибыли – все идет в соседние регионы или вовсе в оффшоры. Это тоже беда, которой лет десять минимум. В свое время у нас были одинаковые стартовые условия со Свердловской областью, но сейчас по финансовым показателям ситуация у нас в три раза хуже. Причиной всему недоработки прежней областной экономической политике. Всем было безразлично, убыточное предприятие или нет. А ведь именно прибыль – главный источник развития бизнеса.

Вообще, состояние полубанкротства – настоящий бич Челябинской области! Свердловчане сделали ставку на развитие высокоэффективного бизнеса, а у нас – все оставили как было. Все финансовые сверхзадачи возложили на Магнитку, но когда в металлургии обозначились трудности, выяснилось, что заменить ее нечем.

Прежние власти большие надежды возлагали на развитие агропрома….

А вы сравните, металлургия у нас обеспечивает половину объема промышленного производства, а агропром в пять раз меньше. Может ли второе заменить первое? В итоге областной бюджет у нас с дефицитом в 5 миллиардов рублей уже норма. Надо различать системную долгосрочную экономическую политику и лозунги.

А могут ли стать одними из точек роста для южноуральской экономики закрытые города с их производством?

Если убрать нефть и газ, у нас в стране есть две конкурентоспособные отрасли мирового уровня – космическая и атомная. И так уж получилось, что обе, пусть и в составе оборонки, присутствуют в нашей области. Других таких точек роста нет и не предвидится. К примеру, в Озерске нет вопроса привлечения инвестиций (они там на десятилетия вперед гарантированы), там вопрос в том, как их рационально освоить.

Тот же ПО «Маяк» – монополист мирового масштаба. Конкуренцию в этой сфере нам могут создать считанные предприятия из США и Франции. А в других отраслях конкурентов хватает, вспомните хотя бы Китай.

Есть ли у нас время, чтобы вырваться вперед за счет этих отраслей?

Оставлять все на привычный принцип «авось» нельзя. В нулевые годы все компенсировалось 20% ростом, сейчас так не получится. Встал вопрос качественного роста – надо работать и над инвестициями, и над кадрами. Просто заставить людей что–то делать невозможно – надо создать им необходимые условия. Без этого у нас перспектив нет.

Досье

Сергей ГОРДЕЕВ родился в Тверской области. Окончил Челябинский политехнический институт. Работал в Академии наук СССР и органах госвласти Челябинской области. Занимал должность заместителя руководители управления федерального казначейства. Ныне возглавляет Научно–образовательный центр развития региональных социально–экономических систем Института экономики РАН и ЧелГУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах