Примерное время чтения: 8 минут
800

Сами с усами? Что принесла политическая волна с Украины на Южный Урал

Фото Александра Фирсова / АиФ

Однако через 23 года незалежности доля Украины во внешнеторговом обороте Челябинской области скатилась до четвёртой позиции (без учёта стран Таможенного союза, Белоруссии и Казахстана, а значит, реально – до шестого места). Объём импорта и экспорта Украины снижается катастрофически. Только в прошлом году падение увеличилось до 25% к уровню 2012 года. Всему виной украинские события? Как тесно связана экономика нашей области и Украины? Мы пострадаем от крымского кризиса или выиграем? Об этом рассуждают эксперты «АиФ–Челябинск».

Не ограничиваться Россией

После окончания Челябинского военного автомобильного училища я служил на западе Украины, в 60 км от Львова, – вспоминает Леонид МУЛИН, подполковник в отставке, предприниматель. – Меня сразу же предупредили: не надоперевозить туда семью, ходить в военной форме за границами части – такое было неуважение к русским. А сейчас Украина стала разменной монетой в глобальной политике. Конечно, надо восстанавливать отношения не военными, а экономическими методами. После распада СССР на Украине остались ракеты СС–20. Россия всячески пыталась нейтрализовать этот очаг напряжённости, но Украина ни за какие деньги их не продавала. Пока там не случилась засуха. Россия согласилась дать зерно Украине не за деньги, а за ликвидацию этих ракет. Теперь там нет оружия, которое могло бы быть направлено против нас. Я не сомневаюсь, что отдельные предприятия как работали, так и будут продолжать сотрудничество. Нашей области надо планировать на будущее тесное взаимодействие с востоком Украины. В бизнесе наша ментальность нам мешает. Мы строим бизнес и сразу же ограничиваем себя в голове городом или областью, максимум – Россией. А европейцы изначально придумывают бизнесу мировые масштабы. Может, политика подтолкнёт наших предпринимателей к более глобальному мышлению?

– Страна наводнена товарами, которые могла бы производить наша южноуральская оборонка, – рассуждает профессор Геннадий МИХАЙЛОВ, декан физико–металлургического факультета ЮУрГУ, завкафедрой физической химии. – Я насчитал в магазине 28 типов утюгов. Разве не могли бы те, кто выпускал патроны, делать утюги и чайники? Мультиварка (по сути, беспригарный горшок и простейшая система регуляции температур) для наших конструкторов плёвое дело, как и стиральные машины. Интеллект нашей нации и желание работать могли бы развивать экономику при финансовой поддержке государства. В прошлом году из России вывезен 71 млрд долларов, и они развивают промышленность на Западе. А мы задыхаемся без инвестиций. Это преступление. «Ни марки из страны!» – таков был девиз Аденауэра. Сегодня он по–прежнему актуален для Германии, а также для Японии, Кореи, Китая, где государство кредитует при условии выпуска только лучшей в мире продукции. Есть хорошие примеры и у нас – Ашинский металлургический завод пытаются спасти, Саткинский метзавод хоть и маленький, но рентабельно работает, выпускает ферромарганец. Где есть хозяин, который развивает и отвечает за своё дело, там работают заводы и люди там заняты делом, а не «майданами».

Что под прилавком

Доля импорта Челябинской области (того, что мы завозим) в два раза меньше экспорта из Украины. Значит, Южному Уралу можно расслабиться и с усмешкой наблюдать политизированные торговые войны на прилавках украинских магазинов? Челябинские экспортёры, такие как «Макфа», «СоюзПищепром», заявили, что для их товаров потеря украинского рынка не принципиальна. 40%–ный спад продаж на уральском рынке эксперты пообещали украинским автодилерам.

Самые крупные экспортёры и импортёры, работающие с Украиной, – южноуральские промышленные гиганты: ММК, ЮАИЗ, Ашинский металлургический завод, ЧЭМК, «Уральская кузница», группа «Магнезит», ЧМК, ЧТЗ – Уралтрак, «Уфалейникель», ЧТПЗ, ЮУТЭК, автомобильный завод «Урал». Производственники говорят: из–за политической ситуации есть сложности в поставках, взаиморасчётах, но сотрудничество будет продолжаться. А если и не будет, то больше потеряет от этого противоположная сторона.

Намного сильнее Украины во внешней торговле становится влияние Таможенного союза, в который вместе с Россией входят Казахстан и Белоруссия. Уже сегодня на Южном Урале в торговле много продукции из Казахстана, цена которой существенно ниже местной. Четвёртым активным игроком на южноуральском рынке могла бы стать Украина. Наш бизнес, наверное, поскрипел бы, но выдержал. Сближение экономик нескольких стран, как это происходит сейчас в рамках Таможенного союза, всегда идёт с большими сложностями в начале, кто–то теряет, кому–то надо срочно перестраиваться, чтобы конкурировать с соседними странами. Но такие глобальные образования становятся мощной силой и дают большие преимущества для каждого предприятия в перспективе. Ведь даже владелец киоска может тогда расширяться не только в границах одной челябинской улицы, но и помечтать поставить целую галерею киосков в том же Кустанае. Но, увы, не на Крещатике.

Большие братья

Но ведь мы живём не в безвоздушном пространстве и связаны не только с Украиной и странами Таможенного союза. По данным Уральского таможенного управления, больше всего Урал торгует с Китаем, Германией, США, Италией, Израилем, Францией, Австрией. К счастью, уральские регионы больше продают, чем покупают, больше вывозят на экспорт, чем получают импорта. Такая пропорция называется положительным сальдо. Так вот, это положительное сальдо в 2013 году по сравнению с 2012–м уменьшилось почти на треть, а по стоимости объём экспорта сократился на 18,9% за счёт уменьшения поставок в страны дальнего зарубежья (на 22,9%). То есть мы меньше стали продавать Западу наших товаров и по объёму, и по ценам. За рубежом мы закупаем оборудование и транспортные средства (60,1% от общего объёма), ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические приспособления, их части (30,7%), электрические машины и оборудование, их части (11,1%). Это очень важные для страны товары, потому что от них зависят и экономика, и безопасность всего государства.

До сих пор слишком многое из таких товаров поставляется из–за рубежа. Например, обычные задвижки для оборудования атомных станций проходят контроль только в США. А значит, оттуда очень просто можно закрыть все наши АЭС. Если мы позвоним на Челябинскую ткацкую фабрику, нам ответят, что производство стоит и ткань для абразивных шкурок не выпускается. Сами абразивы также не производятся в области, лишь небольшой цех делает их только для нужд ЧЭМК. Но без абразивов невозможно сделать даже шариковой ручки, а сами эти материалы становятся запретными для поставок в другие страны, если объявляется особый режим в отношениях. Кстати, свердловчане намерены построить у себя два крупных абразивных завода, чтобы больше не зависеть от импорта этих материалов, пусть и по заманчиво дешёвым ценам.

Челябинской области тоже надо подумать, как нам на своей территории постараться выпускать то, что мы умели делать раньше – инструменты, задвижки, приводы, станки с новыми уровнями допусков и многое другое. Нам нужно запускать новые производства, расширять существующие. Серьёзные промышленники, например, совершенно уверены в том, что при желании политиков и инвесторов ЧТЗ может буквально через три–четыре года наладить выпуск лучших в мире тракторов. Вот что подсказала нам Украина.

Комментарий минсельхоза

Сергей Сушков, министр сельского хозяйства Челябинской области:

– Таможенный союз – серьёзная проблема для сельхозтоваропроизводителей. Границы стали прозрачными, нам сложно контролировать многие виды продовольствия. Некоторые отрасли в других странах субсидируют лучше, чем у нас. В Казахстан перетекают некоторые наши активы, потому что там выгоднее заниматься, например, животноводством. Изменился и зерновой рынок. Казахстан заполоняет близлежащие территории дешёвым зерном. Там выгодно продавать продовольственную пшеницу и по цене 4,5 тыс. рублей за тонну, тогда как у нас стоимость – порядка 7 тыс. рублей.

Что касается взаимосвязей Челябинской области с Украиной, то мы используем её наработки в сфере семеноводства, воспроизводства стада крупного рогатого скота, но логистика не позволяет нам вести полноценное сотрудничество. Сегодня актуальным становится вопрос, сможет ли Украина – один из ведущих игроков на мировом рынке зерна обеспечить нормальную посевную кампанию. От этого во многом будет зависеть спрос на зерно. И у наших сельхозтоваропроизводителей может возникнуть более высокая цена на продукцию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах