В прошедшее воскресенье Челябинская область вместе со всем миром отметила Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Но, похоже, что в связи с мировым кризисом эту ликвидацию придется отложить на неопределенное время.
Бороться с нищетой придумали в мировом центре модных идей - Париже. 11 лет назад более ста тысяч человек на одной из площадей столицы Франции в один голос заявили, что нищета является нарушением прав человека, а стало быть, с ней необходимо бороться так же самоотверженно, как и с ущемлением более привычных европейскому уху "прав и свобод". В 1992 г. идею поддержала ООН. Так и появился Международный день борьбы за ликвидацию нищеты.
Современная Россия с таким явлением как нищета столкнулась буквально с первых дней своего существования. Вместе со всей страной эта проблема накрыла в 90-е годы и Челябинскую область. И хотя количество обездоленных южноуральцев в последнее десятилетие XX века с сегодняшними цифрами несравнимо, говорить о том, что вопрос снят с повестки дня не приходится. По статистике к июлю этого года почти 395 тысяч жителей области проживали за чертой бедности. Эта цифра ни много ни мало составляет более 11% от общей численности населения. Кстати, в первые три месяца 2008 г. доля бедных была и того больше - 431,8 тысячи человек.
Получается, что каким-то образом за короткое время более 35 тысяч человек покинули финансово неблагополучную группу населения. К слову, покинуть ее они могли лишь двумя способами. Первый способ - стали зарабатывать больше. Второй - естественная убыль, проще говоря, повымирали. На самом деле есть и третий способ - бумажный. По нему бедный в реальной жизни так и остался бедным, но на бумаге его подняли вверх по социальной лестнице. Что-то подсказывает, что этот способ встречается наиболее часто - чиновный люд у нас профессионален, он любого безработного, если нужно, может и в руководителя предприятия возвести. Или доказать, что на пособие можно жить припеваючи и не в чем себе не отказывать.
Однако свалившийся на нашу голову мировой финансовый кризис может подпортить статистику. В случае даже небольшого высвобождения рабочих сил число южноуральцев, откинувшихся за черту бедности, рискует увеличиться в разы. Ведь, например, практически за каждым работающим мужчиной стоит семья из двух-трех человек. При этом именно глава семьи чаще всего является основным, если не единственным кормильцем. Не нужно забывать и том, что многие южноуральцы за годы видимого экономического благополучия набрали кредитов. Кризис может некоторых из них бросить на самое дно долговой ямы.
Таким образом, в Международный день борьбы за ликвидацию нищеты нам в пору думать не об атакующих действиях, а об обороне от нового наступления бедности. Хотя, возможно, мы сгущаем краски, и нынешний кризис лишь сравняет разницу между доходами самых бедных и самых богатых. В Челябинской области по официальной статистике наиболее богатые южноуральцы зарабатывают в 15,9 раза больше бедных. Неофициально, считают многие эксперты, эта разница намного существенней.
Но надеяться, что в результате фондовой суматохи богатые обеднеют, а бедные поправят свое финансовое положение, не приходится. Как учит история, в подобных условиях беднеют все!
***
В настоящее время 100 южноуральцев имеют доход ниже 500 рублей в месяц. 3,4 тысячи - не более 1000 рублей в месяц. 55,4 тысячи - от 1000 до 2000 рублей в месяц. Более 150 тысяч южноуральцев - от 2000 до 3000 рублей в месяц.