"Родилась в рубашке, да и только!" - ахали в милиции, больнице и в родном селе Меседа Катав-Ивановского района. Действительно, после возвращения Наташи домой волей-неволей начинаешь верить в чудеса.
- Молитесь за нее, - говорил выплакавшим глаза родителям Петр Телюцкий, настоятель храма Пантелеймона-целителя. - Должна найтитца Наташенька...
И родители молились. А вместе с ними родственники, соседи и просто незнакомые люди. Все верили, что голубоглазая, добрая и улыбчивая Наташа найдется. Только иной раз становилось страшно: время шло, а о девочке не было ни слуху ни духу.
- Она у нас второй раз заново родилась, - сидя на скамейке перед избой, рассказывает Ольга Ивановна, мама Наташи. - Первый раз мне врачи еще при родах сказали: "Молите Бога, чтобы ваша девочка выжила..." Она у нас родилась недоношенной, в 8 месяцев. Слабенькая была, весила всего кило пятьсот...
По правилам леса
Вот и в этот раз Ольга читала молитвы. "Пресвятая Богородица, укрой дитя мое своим многоцелебным омофором, согрей..." - шептала, вытирая слезы, мама. Позже Наташа расскажет батюшке, что иногда во сне ей казалось, словно кто-то ее укрывает, так тепло становилось...
Ольга Кривая мужественно держалась весь месяц безрезультатных поисков и верила: ее потерявшаяся в лесу дочь жива. Но когда поздним вечером 17 августа к дому подъехала незнакомая машина и в окно постучал мужчина, Сергей Михайлов, ноги онемели, а сердце бешено заколотилось.
- Слышу, говорит: "Мы вашу дочь привезли". Стою у окна и перевариваю: привезли. А КАКУЮ??? Живую? Мертвую? - волнуясь, рассказывает Ольга Ивановна. - И боюсь с места тронуться... Выбежала и увидела доченьку... Меня трясти начало.
Наташа, черная от сажи и грязи, стояла у машины и ревела. Ее отмыли, напоили чаем со зверобоем. Девушка сама говорить не могла, но просила всех, чтобы с ней разговаривали, что угодно говорили, только не замолкали. Так соскучилась по человеческой речи.
Уже придя в себя, дочка понемногу рассказала матери, что ей пришлось пережить.
Всю неделю накануне своего исчезновения Наташа ходила в ту сторону по ягоды. Да только в другой лес. А про этот старожилы говорят: места там гиблые, нехорошие. Скотина плутает. Даже взрослые мужики-охотники подолгу кружат, хотя и знают места как свои пять пальцев. Вот и Наташа, увлекшись сбором ягод, незаметно для себя потеряла все ориентиры. Первые дни плакала и кричала в надежде, что ее услышат и найдут, а потом, выбившись из сил, поняла: нужно приспосабливаться к лесной жизни.
- Коренья Наталья не ела. Только ягоды, малину да черемуху, - пересказывает историю дочки Ольга Кривая. - Ящериц ловила и на солнышке их поджаривала. Иной раз и вовсе без воды, без еды обходилась.
Однажды девушка на-ткнулась на стоянку туристов. Жадно принялась искать хотя бы кусочек человеческой пищи в жестяных банках из-под консервов. Увы, не нашла ни крошки. Села и заплакала...
В дневное время Наташа спала, а ночью шла, чтобы не замерзнуть. И прежде чем найтись, прошла не один десяток километров по уральской тайге. В воскресенье, 17 августа, которое теперь все считают вторым днем рождения девушки, она вышла на заброшенную деревеньку Екатериновка. Когда увидела дымок от костра, поняла: люди рядом! Но у костра уже никого не было... Собрав последние силы, вышла на дорогу. Заметив худенькую фигурку в сумерках, катав-ивановец Сергей Михайлов, приехавший сюда порыбачить с сыном-подростком, остановился, как громом сраженный: это и есть та самая Наташа, которую, сбившись с ног, искала вся область!..
- Дай бог здоровья Сергею, что остановился, - прижав руки к груди, говорит мама Наташи. - Если бы не он, наша дочка точно умерла бы...
Тяга к жизни
При поступлении в больницу состояние девушки было удовлетворительным. В больнице Наталье поставили диагноз "дистрофия первой степени". За месяц лесных мытарств круглощекая Наташа сильно исхудала, потеряв в весе больше 10 килограммов.
- К нам она пришла, как согбенная старушка, - вспоминает Алексей Пилецкий, заведующий детским отделением городской больницы Юрюзани. - Худенькую, слабенькую, голодную, ее вели под руки. Мышцы уже не слушались. Понемногу, дозированно стали ее кормить, до отвала-то нельзя было. Пища в больничке почти постная: нежирный супчик, сладкий чай, кашка. Девочка на глазах преобразилась, ожила.
Именно заведующий отделением Алексей Александрович и старшая сестра больницы стали первыми после матери слушателями страшной истории потери и чудесного возвращения Наташи Кривой.
- Выжить удалось бы немногим взрослым, - качает головой доктор. - Что говорить, девочка родилась в рубашке. Еще несколько дней в лесу, и шансы увидеть ее живой практически сошли бы на нет.
Сейчас состояние Наташи у врачей не вызывает опасений. По их прогнозам, ей потребуется две-три недели, чтобы поправиться физически. Психологически - немного больше. Девочка плачет, вспоминая ночевки в лесу и свой страх оказаться ненайденной...
- Я думал, у нее гемоглобин будет низкий и эритроциты, но всё в порядке, - удивляется Алексей Александрович. - Конечно, есть белковый дефицит, наблюдается лейкоцитарный сдвиг. Но остальные параметры в пределах нормы. Сама по себе она девочка сильная, организм крепкий. Наверное, и выжила благодаря тому, что тяги к жизни в лесу не теряла.
Экстрасенсы не помогли
В милиции, когда Наталья Кривая вернулась, не сразу поверили, что она месяц провела в лесу. Только убедившись в том, что с девочкой действительно всё в порядке, закрыли уголовное дело и огромные подшивки отправили в архив. Хотя этот случай запомнится и милиционерам надолго. На памяти Александра Коршенкова, начальника милиции общественной безопасности Катав-Ивановска, таких масштабных поисков человека в этих краях никогда не было. Наташу Кривую искали буквально всем миром.
- Первые две недели мы придерживались версии, что девушка заблудилась в лесу, - рассказывает А. Коршенков, подполковник милиции. - Затем, когда метр за метром было обследовано 200 квадратных километров лесного массива, а поиски не дали никаких результатов, стали отрабатывать криминальные версии: убийство, похищение и даже возбудили уголовное дело по ст. 105 УК РФ "Умышленное причинение смерти другому человеку".
Но, проверив весь сомнительный контингент района, пройдя все близлежащие деревни и обшарив все садовые кооперативы, оперативники не нашли ни единой зацепочки. Милиция и спасатели сбились с ног.
Через две недели со дня исчезновения девушки на столе следователей лежали два огромных тома отчетов сотрудников всех служб, подключенных к поиску. Работы добавляли экстрасенсы, предлагавшие свою помощь, и "доброжелатели", сообщавшие ложную информацию.
- Мы наслушались самых фантастических версий от экстрасенсов, - говорят милиционеры. - Одна бабушка просила поднять ее в воздух на вертолете, пообещав, что укажет место, где находится девочка. Потом пришло письмо с вырезкой из газеты. Аноним в письме написал, что Наташу похитил друг семьи, держит ее в подполе. Далее был указан адрес. Конечно же, девушки там не оказалось.
Как выяснилось позже, родителей экстрасенсы и вовсе чуть не довели до инфаркта: через одного говорили, что она в неволе, ее истязают, насилуют... За всё время только однажды появилась более или менее достоверная информация. Одна бабушка-ведунья сказала, что девочка жива, блуждает по лесу и выйдет в районе заброшенных деревень Екатериновки или Александровки. Случилось это за неделю до Наташиного возвращения. Тогда, прочесав заброшенные деревни, группа оперативников, естественно, девушку не обнаружила. Наташа в это время кружила совсем в другом месте.
- Мы сами уже не верили, что девушка жива, - разводит руками подполковник. - Даже взрослому человеку не по силам в одиночку выжить в диком лесу. То, что произошло с Наташей Кривой, - чудо! Иначе эту историю не назвать!